65,5% казахстанских мигрантов в России планируют остаться там навсегда. Такой статистикой поделился Коммерсантъ с cсылкой на исследование Центра этнополитических и региональных исследований для НИУ ВШЭ, передает kursiv.kz.
Социологический опрос мигрантов из стран СНГ и Грузии, проведенный в феврале-марте 2017 года Центром этнополитических и региональных исследований для НИУ ВШЭ (выборка 8,7 тыс. человек, включая как временных трудовых мигрантов, так и иностранцев с разрешением на временное проживание или видом на жительство), показал, что более 70% работающих в РФ мигрантов делают это на законных основаниях.
«В целом, стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда России в 2017 году проявилось отчетливо,— полагают сотрудники Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян и Юлия Флоринская.— По-видимому, мигранты понемногу адаптируются и к новым миграционным правилам, введенным в 2015 году (в частности, речь идет о замене разрешений на работу патентами для мигрантов из безвизовых стран), и к новой экономической реальности. Чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов: число присланных ими уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
Согласно исследованию, средняя зарплата трудовых мигрантов из Казахстана в России в 2017 году составляет 31,6 тыс. рублей. Доходы мигрантов из таких стран, как Белоруссия, Азербайджан, Грузия и Молдавия несколько выше выходцев из Казахстана. В то же время, мигранты из Армении, Украины и стран Средней Азии зарабатывают чуть меньше отечественных.
Никуда не делась и привычка предпринимателей к сверхэксплуатации иностранных работников. Отношение их средней зарплаты к средней зарплате граждан России с 2011 года, правда, выросло довольно заметно — с 72,8% до 84% (в 2011 году мигранты получали в среднем 17,7 тыс. руб., россияне — 24,3 тыс., в 2017-м — 30,1 тыс. и 35,8 тыс. руб. соответственно),— но нагрузка осталась несоизмеримо выше. По данным опросов, средняя продолжительность рабочей недели у иностранных работников составляет сейчас 59 часов (в 2011 году — 59,6) против 39,6 у граждан России (в 2011-м — 39,9).
По данным миграционного учета РФ, в России работают 71,6 тыс. казахстанцев. При этом, специалисты отмечают, что доля выходцев из стран Средней Азии среди мигрантов, скорее всего, и дальше будет расти.
Российские работодатели столкнулись с проблемой языкого барьера:
При этом, за последние годы остро стал вопрос снижения роли русского языка среди трудовых мигрантов. Данная тенденция отчасти объясняется структурными изменениями в миграции из стран Средней Азии, говорит директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев: «В последние 10–15 лет городская миграция сменяется на сельскую, где, в принципе, население менее образованное и хуже знает какой-то язык, кроме родного. Пройдет время, картинка будет еще ярче, если мы не будем ничего предпринимать — у нас же нет специальных программ по обучению русскому языку, продвижению русского языка. Русский язык уходит из республик».
Исследования ВШЭ, впрочем, свидетельствуют, что мигранты стали существенно реже сталкиваться с негативным к себе отношением. Больше половины из них (54% в 2017 году, 53,4% в 2011-м) уверены, что «местные жители никогда не будут считать приезжих своими», однако мигранты стали чаще характеризовать отношения с местными как «хорошие» (81,8% в 2017 году против 72,1% в 2001-м) и существенно реже жаловаться на неприязненное отношение при трудоустройстве (8,9% против 23,5%) или в повседневном общении (5,9% против 15,3%).
Согласно опросу, 65,5% трудовых мигрантов из Казахстана планируют остаться в России навсегда. К тому же, еще 3,9% казахстанцев планируют переехать в другую страну, после того как немного поживут в России. Схожая ситуация с мигрантами из Армении, Грузии и Украины. Что примечательно, лишь 19,9% мигрантов из Узбекистана связывают свое будущее с Россией.