А для этого необходимо ограничить приобретение ими нот Нацбанка, а также понизить доходность этих нот для БВУ
Об этом заявил Азат Перуашев в Мажилисе, в ходе обсуждения законопроекта по совершенствованию межбюджетных отношений, сообщает пресс-служба ДПК «Ак жол». Законопроект предусматривает передачу в местный бюджет поступлений от КПН с малого и среднего бизнеса. Как считают разработчики, это будет стимулировать местные исполнительные органы к развитию малого и среднего бизнеса.
Между тем, депутаты партии «Ак жол» высказались о недостаточности предложенных мер.
«Простой передачи КПН с малого и среднего бизнеса в местный бюджет — недостаточно для развития экономики на местах, — отметил Азат Перуашев. — Да, акиматы будут больше заинтересованы в МСБ, это правильно. Но самые действенные рычаги, такие как финансовая, инвестиционная и налоговая политика – находятся в центре.
Министр экономики не смог дать конкретный ответ на вопрос спикера об активизации кредитования предпринимателей банками второго уровня. При том, что свободные средства у БВУ имеются – они предпочитают не возиться с предпринимателями, а вкладывать деньги в ноты Нацбанка под 9%, как отмечали коллеги. Отсюда и завышенные ставки по кредитам, которые конечно будут выше, чем ноты НБ.
Но тогда есть очевидное решение министерству экономики вместе с Нацбанком – введите ограничения для банков как по приобретению этих нот, так и по их доходности. Надо понудить банки кредитовать экономику. И тогда БВУ сами начнут искать предпринимателей. Ведь эти деньги во многом пришли от государства, в рамках поддержки банковского сектора или депозитов от нацкомпаний. Так пусть они и работают на государственные интересы, а не только на банки».
Азат Перуашев привёл и другие актуальные направления:
«Всё время говорим о поддержке МСБ, но парадокс в том, что все меры поддержки обходят именно средний бизнес. Хотя об адресной поддержке среднего бизнеса говорил и Глава государства в сентябрьском Послании.
В инвестиционной политике самые привлекательные преференции, такие как возврат части сделанных инвестиций — сделаны только под крупный бизнес.
В налоговой политике все льготы – для малого и микробизнеса. Опять средний бизнес выпадает. Между тем, производство, особенно обратабывающая промышленность – это прежде всего именно средние предприятия. Малый бизнес – в основном торговля и сфера услуг. Так давайте и в налоговой сфере создадим преференции для средних компаний, например, через отраслевые ставки НДС. Фракция «Ак жол» каждый год вносит такие предложения, и каждый раз получаем отказ.
Министр экономики сказал, что не опасается разукрупнения и перехода среднего бизнеса в малый. А по данным счётного комитета в этом году, число средних предприятий по стране упало с 8,7 тысяч до 2,5 – т.е. в 3 раза!Ещё один парадокс: при среднем уровне доли МСБ в экономике 28,5%, в добывающих регионах он всего 10-15%, т.е. в два раза меньше. Объясняют наличием крупных инвесторов. Но ведь напротив, если есть гиганты-недропользователи – то они должны значительную часть своих доходов оставлять на месте, через закуп товаров и услуг у казахстанских партнёров. А раз этого не происходит – то нужно принимать меры, через офсетную политику и иные инструменты.
Вот где спрятаны и рабочие места для молодёжи, и резервы расширения налоговой базы, и стабильность тенге, и социальное самочувствие общества. Прошу Правительство учесть эти замечания в ходе реализации заявленных подходов» — резюмировал Перуашев.