В этом году исполняется 105 лет со дня совершения кругосветного путешествия сыном казахского народа
Алиби Джангильдин родился в 1884 году в местечке Кайдаул Тургайского уезда, ныне Костанайской области. Отец был батраком, происходил из среднего джуза, из рода кипчак. У его родителей было 8 детей, три сына, остальные дочери. Семья жила бедно.
С ранних лет Алиби стремился к знаниям, но в их местах в то время не было школ. Однажды через их аул проезжал учитель Тургайской ремесленной школы, который, поговорив с Алиби, заметил в нем способности к запоминанию и познанию и предложил ему приехать к нему в школу. Разговор с учителем запал мальчику в душу. Когда Алиби поделился с отцом своими мыслями о школе и о желании учиться, отец и слушать его не хотел. Молодой Джангильдин решил бежать из дому и стал ждать удобного случая, который вскоре ему предоставился. Тайком от отца ушел с караваном, который отправлялся в Тургай из соседнего аула. В Тургае он нашел того учителя, которого звали Ахмет Балгамбаев. Он заведовал ремесленной школой, где преподавание велось на русском языке. Так, будущий путешественник обучился грамоте.
Его неистребимое желание узнать, а что же там происходит за пределами родного аула, как живут люди вдали от великой Степи, мучительные метания, присущие юношескому возрасту, возможные ошибки и заблуждения в поисках истины, привели его, на раннем этапе самостоятельной жизни, на религиозный путь. А позже, в атмосфере больших городов (Казань, Москва), где в разноликой молодежной среде в поисках нового отвергалось все старое, темперамент и кипучая энергия побудили Алиби принять почти авантюрное решение о кругосветном путешествии.
Будущий чрезвычайный комиссар Степного края А. Джангильдин совершил беспрецедентный по своей дерзости и решимости поступок — он стал первым казахом, обошедшим полмира. В этом путешествии сформировалось мировоззрение не только творца своей судьбы, но и творца своей страны. Алиби увидел, узнал как огромен и разнообразен большой мир, в котором рядом идут роскошь и богатство, нищета и бедность, вседозволенность и несправедливость. В родную Степь возвратился много повидавший, уверенный в себе человек со сложившимися взглядами и убеждениями. Алиби понял, что за свою независимость и свободу, стремление к лучшей жизни, надо бороться.
Вкратце о путешествии….
Он поместил объявление, что отправится пешком в кругосветное путешествие и приглашает спутников. Отозвались трое: учитель естествознания из Самары Пламеневский, инженер-технолог из Петербурга Полевой и преподаватель Московского коммерческого училища Коровин. Прошло несколько дней. Группа списалась и съехалась. Они были молоды, полны сил и энергии. И, недолго думая, в июле 1910 года тронулись из Москвы в Петербург пешком. До Петербурга они шли двадцать дней. Там они прожили четыре дня. Их сфотографировали и вместе с заметками поместили в газетах, и когда они отправились дальше, толпы петербуржцев на протяжении пяти верст провожали их по Петербургскому шоссе.
В день путешественники проходили по сорок-пятьдесят километров. Первое время они шли очень медленно, не торопясь, а позднее, закалившись в походах, шли быстрее. Чтобы добыть средства на пропитание, устраивали платные вечера, читали лекции. Народ их везде встречал хорошо, приветливо. Впоследствии, когда Алиби попал за границу, он кормился благодаря своему фотоаппарату, поскольку люди заказывали тысячи карточек с портретом Алиби.
Особых спортивных целей у путников не было. Им требовалось найти средства к существованию и не просто эмигрировать за границу, а объехать разные страны, увидеть достопримечательности. Путешествие вокруг света продолжалось около четырех лет.
«Я прошел пешком двенадцать тысяч километров с фотоаппаратом, не считая переездов по морю и железной дороге. Днем я снимал места, по которым проходил, ночью проявлял снимки. Я читал лекции, делал доклады, продавал фотографии, этим жил. Я прошел пешком Польшу, Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию, Турцию, Сирию, Палестину, Африку, Египет, Абиссинию. Обратный путь шел через Аравийский полуостров, Месопотамию, Персию, Индию, остров Цейлон, Малайский архипелаг, Индостан, Сиамское королевство, Аннам, Южную часть Китая, остров Формозу. В 1912 году я прибыл в Японию. Во время пребывания в Турции, на ближнем Востоке мне большую помощь оказало знание турецкого языка. В Индии аристократия больше говорит на английском, а индийский — это язык крестьянских масс. Вся интеллигенция Турции, Аравии, Афганистана, всего Ближнего Востока говорит на турецком языке. Во время пребывания за границей я заметил, что во всех странах конкурировали три языка — английский, немецкий и французский. Французский язык считался салонным, немецкий и английский больше коммерческими языками. Через Астрабад, Керманшах я 7 июня 1911 года прибыл в Тегеран, столицу Персии. Сердце мое забилось, когда я вступил на землю Персии. Казалось, вот здесь за горами, совсем близко родные степи. Припомнилась семья, родные казахские пески» — писал Алиби в своей книжке.
В его кругосветном путешествии сохранилась книжка «Путешественника вокруг света Н. Степнова». Это был его революционный псевдоним. На книжке было написано: «Николай Степнов, он же Али-Бей Джангильдин». Эта книжка давала возможность отмечаться в столицах и крупных городах, куда они приходили. Так, например, в Варшаве, когда он выходил из Польши 18 августа 1910 года, было написано: «Путешественник вокруг света пешком с целью научного образования без средств Николай Степнов /Али-Бей Джангильдин/ вышел из Варшавы 18 августа ст.ст. 1910 года». В ней были сделаны отметки русских генеральных консулов всех стран и городов, где пришлось побывать Алиби. Подписи были скреплены соответствующей печатью.
Алиби писал: «Особенно интересна тисненая печать муниципалитета Бомбея. Всматриваешься во все эти печати, читаешь все эти надписи с названиями стран и городов и, кажется, что снова совершаешь по ним бесконечное фантастическое путешествие».
По возвращению из-за границы Алиби поехал в свой родной край — Тургайскую область. Привез с собой кинематографический аппарат под названием «Кок», новый аппарат, тогда только что вышел. Вместе с аппаратом он привез 40 катушек кинопленки. Содержание их было следующее: из жизни портовых рабочих Испании, Индии, Китайских кули. В них рассказывалось о жизни этих людей и об отношении к ним англичан и американцев.
Алиби — человек необычной, удивительной судьбы, неординарность которого появилась уже в юные годы, ради своей мечты стать учителем убегал из дома. Он стал первым казахским путешественником вокруг света, первым казахским кинодокументалистом-исследователем, основоположником казахстанского туризма, умелым и талантливым организатором культуры, который сам под звуки домбры исполнял народные песни, черпая в них душевную силу и энергию.
Воспоминания сына — Чингиса Джангильдина об отце ….
«В моих детских воспоминаниях осталась поездка с отцом к нему на родину в начале 50-х годов. Ко мне относились с повышенным вниманием. Я был городским мальчиком и когда во время застолья один из аксакалов протянул мне в качестве благословения ас-ату кусочек какой-то пищи, я испытал секундное замешательство: как брать еду прямо из рук другого человека? Но, поймав взгляд отца, понял, что это надо принять как дар и покорно открыл рот. И последнее, врезавшееся в память детское воспоминание. Отца попросили открыть памятник Амангельды Иманову. В день открытия он плохо себя чувствовал, но все равно поехал и взял меня с собой. Мы стояли рядом, отец крепко держал меня за руку. Мне хотелось одного, чтобы все это быстрее закончилось, я чувствовал, как ему трудно стоять. Когда в августе 1953 года отца не стало, прощание с ним проходило в Оперном театре имени Абая. Было огромное количество людей, многие проходили, что-то говорили и гладили меня по голове. Подъехал Даниял Керимбаев — председатель Президиума Верховного Совета КазССР, и вся процессия двинулась на центральное кладбище по улице Ташкентской. Даниял Керимбаев всю дорогу шел с нами. На этом кладбище рядом с отцом я похоронил маму».