Нет особой нужды представлять широкой общественности нашего собеседника — журналист и политолог Артур Нигметов, также имеющий большой опыт работы в структурах исполнительных органов , давно известен как в эшелонах власти, так и среди интеллектуальной элиты Казахстана. Побывав, как говорится, на обеих сторонах баррикад, обладающий к тому же необходимыми профессиональными знаниями, Артур компетентно и объективно может судить об общественно-политических процессах, которые идут в казахстанском социуме. И сегодня наша беседа посвящена работе правительства Бакытжана Сагинтаева.
-Как можно охарактеризовать работу правительства Бакытжана Сагинтаева?
— Я думаю, нельзя однобоко оценивать работу правительства Сагинтаева. В нашем экспертном сообществе говорят о неком провале. Не было серьезных провалов в работе действующего кабмина. Но, вместе с тем, и прорыва нет. Наблюдается застойность, безынициативность. Скорее всего, проблема в том, что премьер зажат в «прокрустовом ложе» и не может перешагнуть за рамки, которые были очерчены олигархическо-клановыми интересами «групп влияния». В этом самая главная слабость премьера. Полагаю, что Сагинтаев даже не влияет на большинство членов своего кабинета министров. Но, ни коем случае нельзя подвергать сомнению управленческие качества Бахытжана Абдировича. В бытность акимом Павлодарской области он запомнился достаточно эффективным руководителем и крепким хозяйственником. То, что удалось Сагинтаеву на региональном уровне, к сожалению, не удается сейчас в центре, на позиции премьер-министра.
-Можно ли утверждать, что перманентные скандалы, связанные с министерством внутренних дел и министерством образования говорят о скорой отставке Калмуханбета Касымова и Ерлана Сагадиева?
— Считаю, что здесь не совсем корректно проводить какую-то параллель между Сагадиевым и Касымовым. На Сагадиева идет целенаправленная атака со стороны его недоброжелателей. Это можно наблюдать за публикациями в СМИ и по комментариям в соцсетях. На самом деле реформы, которые продвигает Сагадиев – весьма эффективны. У Сагадиева, в первую очередь, возникли проблемы с кадрами в МОНе, так как изначально министр не на тех поставил. Позже в МОНе произошли качественные изменения. Год назад вице-министром был назначен Асхат Аймагамбетов – человек с очень хорошим бэкграундом в сфере education management. Прошел все уровни госслужбы: начиная с районного акимата до руководителя управления образования Карагандинской области.
Во-вторых, одно дело придумать так называемые смарт-реформы, другое дело их внедрить. Наравне со здравоохранением, сфера образования весьма сложная и чтобы какой-то действенный механизм заработал, нужно достаточное количество времени. Нельзя оценивать эффективность того же Сагадиева состоянием одной школы в сельской глубинке. Это я говорю к тому, что нельзя так часто менять министров в таких сложных сферах, как образование и здравоохранение. Но если все же возникла необходимость в смене руководства, то должна быть твердая преемственность, то есть, начатые реформы должны быть доведены до конца. К сожалению, у нас «новая метла» всегда по-своему «метет» и это в итоге приводит к бардаку и застою.
Что касается министра внутренних дел Касымова, то, я считаю, что его отставка должна состояться в ближайшее время. Нельзя, чтобы в правоохранительных органах первый руководитель задерживался на своей должности больше 3-4 лет. Поэтому нужна ротация. Более того, МВД нуждается не только в смене руководства, но и в полномасштабной реформе.
-Кто может прийти им на смену? Будут ли это политические тяжеловесы либо кадровая перестановка пойдет естественным кадровым путем, то есть первые заместители поднимутся на очередную ступень карьерной лестницы?
— По Сагадиеву я уже высказался и считаю, что он продолжит свою работу на посту министра образования. В МВД нужен гражданский министр. И я соглашусь с постановкой вопроса, что министром внутренних дел должен быть назначен опытный руководитель, «политический тяжеловес» из числа «старогвардейцев» президента, который подвергнет застойное ведомство к серьезным реформам без оглядки на какие-то внешние или внутренние факторы.
-Как бы вы охарактеризовали кадровую политику в верхнем эшелоне власти? Есть ли положительные изменения и насколько общество сейчас может влиять на смещение или назначение очередных министров и акимов? И Необходимо ли это вообще?
— К сожалению, принцип меритократии в кадровой политике у нас в полной мере не заработал. В большинстве своем, высшие руководители в стране назначаются по родственно-клановому принципу. Из-за этого наблюдаются провалы в работе, частенько возникают коррупционные скандалы и, конечно же, народ сталкивается с превышением должностных полномочий со стороны некоторых высокопоставленных чиновников, которые уверовали в свою исключительность, в связи с чем потеряли связь с реальностью. Это очень тревожная тенденция…
Нужно дать полный карт-бланш главе правительства самому формировать кабинет министров и вести самостоятельную экономическую политику. То есть, премьер-министр должен нести прямую ответственность за работу правительства. У нас всегда кабмином фактически руководит президент, а премьеры были лишь номинальными фигурами, больше исполняли функцию вице-президента.
Что касается глав регионов, то я сторонник выборности акимов. Акима области нужно избирать путем прямого голосования. Аким должен нести прямую ответственность перед своим электоратом. Тезис о том, что народ не готов к демократии – полный бред. Институты демократии будут в полной мере работоспособны если народ (как демос) будет принимать в них непосредственное участие. Но есть ли в этом заинтересованность? Это большой вопрос…
— Как Вы отреагировали на назначение Нурлана Ермекбаева министром обороны? Как оцениваете его потенциал?
— Я считаю, что это весьма правильное назначение. Я познакомился с Нурланом Байузаковичем, когда работал в Службе центральных коммуникаций. Тогда он произвел на меня очень хорошее впечатление. Разносторонний человек, с ним интересно беседовать. Ермекбаев – глубокий стратег с глобальным мышлением. У него большой опыт работы в силовых и внешнеполитических структурах. Поэтому я уверен, что Ермекбаев успешно справится с возложенными на него обязанностями главы оборонного ведомства.
— Какие у Вас прогнозы по поводу возможных кадровых перестановок?
— Лично мне неважно, каким образом будет происходить перетасовка кадров в высших эшелонах власти. В связи с очередной девальвацией тенге, ситуация в экономике весьма плачевная. Народ беднеет, бизнес разоряется, многие наши граждане находятся в состоянии отчаяния. Нужно что-то решать в экономике. Необходимы эффективные управленческие решения. Если действующий кабмин не в состоянии предложить что-нибудь разумное, то его нужно распустить. Неважно, кто займет кресло премьера. Пусть это будет Аскар Мамин или Асет Исекешев, важно, что они смогут предложить для народа, для того, чтобы как-то выйти из этой тяжелейшей социально-экономической ситуации.
-Спасибо за беседу
Rezonans.kz