Не верю в гены
Евгений жил в пригородном поселке Геофизик, учился в Краснопартизанской школе, на историческом факультете нашего пединститута, потом в Школе милиции. Затем переезд. В России он сделал весьма успешную карьеру – на пенсию ушел с должности начальника отдела по раскрытию особо тяжких преступлений уголовного розыска. И… стал кузнецом.
– Сразу скажу, я верю не в гены, а в воспитание. Воспитание средой и личным примером. Что-то смастерить своими руками – эта тяга была заложена родителями с детства. Когда жил под Екатеринбургом, на меня произвел впечатление кузнец с 50-летним стажем Геннадий Шумихин. Такой крепкий мужик, про каких Маяковский говорил: «гвозди бы делать из этих людей». После переезда в Калининград, не мог не обратить внимание на художественную ковку. Здесь она уникальная. Восточная Пруссия в силу своего географического расположения всегда была своеобразным «перекрестком миров», где культуры разных народов перемешивались. И получалось нечто особенное. Индоевропейцы, пруссы, славяне, тевтонские рыцари, прибалтийские племена, русские, немцы – каждый оставил свой след. После войны художественные изделия использовали как стройматериал при восстановлении города, но это только подтвердило множественность жизни кованого металла. Вот я и решил выразить свое почтение кенигсбергским мастерам, начал собирать по кусочкам технологии старинных ремесел. И только потом от родни узнал, что стал не просто кузнецом, а кузнецом в четвертом поколении!
Как выяснилось, на Урале кузнецами были и деды, и прадеды Евгения, но в семье этому не придавалось особого значения.
Земляки
Когда Евгений построил в Калининграде кузницу, случился неожиданный поворот в его судьбе.
– Сначала знакомые попросили устроить мастер-класс их детям. Потом знакомые знакомых. Тут-то меня и осенило – если и учить, то не просто ремесленным навыкам.
Сотников говорит, что в его жизни был один особенный учитель, тот, кто повлиял на характер, сознание и миропонимание – директор Краснопартизанской школы Игорь Викторович Кучма. С ним в этот момент жизни Евгений и захотел посоветоваться.
– Я знал лишь то, что он в 90-е уехал в Россию. Включил все свои профессиональные розыскные способности, и нашел его… в Москве. Звоню, мол, так и так, я ваш ученик, наверное, не помните. В ответ: конечно, давай поговорим. Мы встретились, и, как настоящий педагог, он не дал мне алгоритма действия, а дал путь – литературу, чтобы алгоритм я разработал сам. Зазвучали фамилии Макаренко, Ушинский, Песталоцци, Сухомлинский…
«КиТ» и его уроки
– Необъяснимо, но первым кованым изделием, посильным для детей, я выбрал гвоздь. С тех пор с него символично начинается каждое первое занятие. Неожиданно радость от процесса затмила его результат. Ребята обсуждали всё что угодно – игру огня, неподъемность наковальни, элегантность кузнечных тисков, удобство ручки молотка, а сам гвоздь безразлично отдавали родителям. Казалось бы, должно быть наоборот, результат для детворы – главное. Потом понял, что и для меня процесс, познание нового – более привлекательны, чем конечный результат. Это и дает ощущение не зря прожитого дня. Дети мудрее, изначально не хотят быть «вещистами». Потребительское общество их делает такими.
Дальше-больше. Сели с учениками за чай и разговорились про первооткрывателей, истории успеха. Теперь познавательные чаепития – традиция кузнечной школы. И, главное – Сотников пошел дальше приемов ручной ковки. Знакомит детвору с биографиями людей, которые сделали мировые открытия, включает телевыпуски еще советских научных журналов. Одним словом, дает развитие и направление их мыслям и энергии.
– Помните книги из серии «Эврика»? Они популярно рассказывали об истории, науке. Когда-то ими был увлечен мой отец, собрал и бережно сохранил их, как оказалось, для меня. Так вот, читая одну из этих книг, я и понял, труд помогает детям обрести навыки, которые дадут возможность нестандартно и продуктивно решать жизненные задачи. Новаторы – вот кого я хочу вырастить из ребят. Это уклон на развитие эвристического мышления. Я решил совместить одно из самых первых, появившихся в истории человечества, традиционных ремесел с инновациями современного мира – инстинктивность мышления человека с его способностью к осознанности, организации и самообучению.
Так и открылась в Калининграде Школа развития эвристического мышления «Кузница и творчество» – «КиТ». Здесь учат детей не просто ковать, а мыслить. Сейчас в школе занимаются школьники от 10 до 16 лет. Идея Сотникова – это научно-творческое обучение, но с трудовым подходом.
– Современные заигрывания на тему эксплуатации детского труда выражаются в том, что, по сути, сейчас у детей украли право на труд, – уверен наш земляк. – И напрасно. Дело не только в рабочих навыках. Например, у меня дети учатся говорить только по делу, в кузнице не до пустой болтовни. Мы никогда не выходим, пока последний ученик не закончит работу. Последнего это подстегивает, а остальных учит отвечать не только за себя. А подросткам я даю возможность самим учить младших, так проявляются их лидерские качества.
– История рождения «КиТа» удивительна еще и историей землячества. Помогают костанайцы друг другу за рубежом?
– Еще как. В Калининграде живет и моя костанайская одноклассница Светлана Федорова. Мы вместе кулинарные поединки, посиделки у костра устраиваем. Это тоже входит в программу нашей школы.
Евгений руководит службой безопасности и юридическим отделом на крупном заводе в Калининграде, тем и зарабатывает. В своем «КиТе» детей учит бесплатно. А вместе с тем самым краснопартизанским директором уже продумывают создание целой системы развития детей через труд. Зачем ему всё это? Мог бы жить себе в достатке и не знать суеты. Сотников ответил афоризмом: «Человек, который просто обслуживает цивилизацию, будет умирать в страшных моральных мучениях. Потому что ему придется ответить самому себе: зачем он прожил свою жизнь?..»
Ирина Гудова