Эксперты на площадке QazTalks в Костанае обсудили инициативы Главы государства в рамках модернизации общественного сознания, в частности, формирование человеческого капитала и стремление к культу знаний, передает корреспондент МИА «Казинформ».
.
Как отметила модератор площадки, исполняющая обязанности руководителя областного управления внутренней политики Зауре Байменова, Президент страны всегда в своих программных документах уделяет внимание сфере образования, ведь оно играет большую роль в развитии общества, сохранении культурного наследия человечества и дальнейшего совершенствования интеллектуального уровня развития поколений.
.
«Именно поэтому в современной науке уделяется большое внимание таким понятиям, как человеческий капитал, который тесно связан с образованием. Образование, в свою очередь, является ключевым элементом, который позволит достигнуть многих других целей устойчивого развития», — высказалась она.
.
Проблему формирования и накопления человеческого капитала в Казахстане более глубоко раскрыл и рассказал о процессе старший преподаватель кафедры философии КГУ имени А. Байтурсынова Денис Качеев. Человеческий капитал и культ знаний — костанайские эксперты высказались на площадке QazTalks Спикер считает, что культ знаний — это формирование в общественном сознании единственной и абсолютной ценности — ценности знаний, как основы общественного развития.
.
«Человеческий капитал — это совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек, что будет залогом развития отдельно личности человека, так и общественного развития в целом. Человеческий капитал нельзя ощутить, нельзя увидеть, но его недостаток существенно сказывается, прежде всего, на экономическом развитии», — считает Д. Качеев.
.
Он особо подчеркивает, что человеческий капитал накапливается постепенно.
.
«Особенность формирования человеческого капитала — это очень длительный процесс. Первый период — это формирование человечного капитала, период получения знаний в школе, университете. Вторая стадия — стадия накопления — это уже трудовая деятельность, когда человек обрастает новыми знаниями. И это все накапливается к уже имеющимся знаниям. Длительность накопления человеческого капитала составляет от 12 до 20 лет. Дальше уже идет использование этого капитала», — говорит ученый.
.
Однако, по мнению эксперта, нынешнее поколение казахстанцев не совсем верно относится к процессу формирования человеческого капитала и к знаниям в целом.
.
«Многие молодые люди не понимают, что, чтобы накопить этот человеческий капитал, нужно много времени и усилий. Нужно много учиться, достигать профессионализма. А все сразу хотят по окончанию университета высокую зарплату, хорошую должность. И очень сложно растолковать им, что это важный процесс, но постепенный и эволюционный, — говорит Качеев. — Многие молодые люди надуются на социальные лифты. Вместо социального лифта должна быть лестница. Когда ты поднимаешься по каждой ступени вверх — долго и высоко».
.
Недооценка культа знаний, формирования человеческого капитала, по словам Д. Качеева, ставит под угрозу национальную безопасность страны.
.
«Если мы сейчас это не утвердим, если мы не будет популяризировать культ знаний, нас просто выкинет на обочину человеческой цивилизации. В этом смысле модернизация общественного сознания, культ знаний — это не прихоть Главы государства, не прихоть одного человека, это вызов времени, и важно дать на него четкий ответ», — заявил он.
.
О том, что необходимо прививать культ знаний еще со школьных лет, говорил на площадке QazTalks заместитель директора школы-гимназии №3 Амиржан Жумабеков.
.
«Школа — это та база для большинства людей, которая закладывает самые необходимые навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни. Здесь нужно подумать о двух составляющих для развития человека — это воспитательный и образовательный процессы. В воспитательном процессе важна консолидация родителей, общества и школы. К сожалению, в последнее время эта связь разрушилась, но ее надо восстанавливать», — считает педагог.
.
В современном мире, по словам Амиржанова, родители стали источником зарабатывания денег, а воспитательный процесс полностью возложили на школу. Решение данных проблем молодой преподаватель видит в создании единого пространства духовно-нравственного воспитания, которые будут включать учебную и внеурочную деятельность, чтобы ребенок на каждом этапе получил воспитательные функцию, которая будут откладываться в его сознании.
.
«Мир сейчас развивается быстрыми темпами. Сегодня важны знания. Мы сейчас переходим от ученика знающего к ученику, готовому к жизни. И это все поможет сделать нам обновленное содержание образования. Этап перехода на трехъязычие — это тоже очень важный процесс. Поэтому надо вкладывать в своих детей, ведь это самое лучшее средствовложение, которому не помешает никакая девальвация, инфляция не затронет эти капиталовложения, а наоборот получите большие дивиденды от своих детей», — заключил А. Жумабеков.
.
Источник: inform.kz
Автор: Жанна Мусабаева
Иллюстративное фото: inform.kz