А был ли потомок?
В статье “Служение и смерть генерала Корнилова”, опубликованной в “КАРАВАНЕ” в мае этого года, Мухамет Хаджи Садыков, представившийся потомком Лавра Корнилова по материнской линии, описал ряд событий, связанных с именем военачальника. Мы получили письмо от краснодарской краевой общественной организации “Белая гвардия” из города Горячий Ключ, которая проверила в архивах весь рассказ Садыкова на предмет достоверности и не нашла описанных событий в исторических источниках. Организация занимается тем, что “по мере сил и возможностей делает все возможное для увековечения памяти Л. Г. Корнилова, за которым в суровые годы Гражданской войны пошли наши предки и составили значительную часть состава легендарных корниловских частей”. В письме говорится, что организация не согласна с такой трактовкой жизни и происхождения генерала.
Исходя из права на ответ, мы публикуем выдержки из письма исторического клуба: “05.05.2017 в номере 16 (501) опубликована статья журналиста М. Хегай “Служение и смерть генерала Корнилова”. Статья имеет подзаголовок “Легендарному русскому генералу Лавру Корнилову уже шесть лет не могут установить памятник в Омске” и написана в форме интервью с председателем фонда “Евразия-мир” Мухаметом Хаджи Садыковым. В данной статье М. Х. Садыков заявляет о своем родстве с главнокомандующим и приводит информацию, напрямую касающуюся происхождения легендарного генерала, его вероисповедания, а также иные факты, касающиеся взаимоотношения казахского и казачьего населения Российской империи.
В частности, он утверждает, что планирует в ближайшее время съемки фильма и установку памятника легендарному генералу в г. Омске на бульваре Мартынова. Якобы “памятник уже готов, постамент – 6 метров, в длину – 15 метров, сам памятник выполнен из бронзы”. Памятник хранится в ангаре родственника интервьюируемого и только административные препоны мешают ему приобрести землю.
Кроме того, он сообщает, что матерью Л. Г. Корнилова была казашка из рода керей по имени Гульшара, которая и являлась супругой отца генерала. Далее следует повествование: “казаки приезжали пьяными, угоняли скот, беспредельничали”. Прапрадед Садыкова “был волостной, его предки передавали друг другу волость Сарыколь, которую позже переименовали в Полтавский район. Рядом Исилькуль и Шербакуль – районы в Омской области, которые до сих пор существуют. Там жила до замужества мать Корнилова, Гульшара Баимбет-кызы”. Далее Садыков рассказывает об инциденте с братом указанной Гульшары, который послужил вынужденной причиной брака отца Корнилова Георгия и Гульшары.
Архивы проливают свет
Над прояснением исторических данных, связанных с жизнью Лавра Корнилова, работали лучшие архивные краеведы. Итак, по порядку.
По утверждению Садыкова, по матери Корнилов имел казахские корни. В справке исторического архива Омской области, имеющейся в нашем распоряжении, это громкое заявление не нашло подтверждения. В архивном фонде Омской духовной консистории в метрической книге Николаевской церкви г. Кокпекты за 1859 год выявлена актовая запись о бракосочетании толмача Кокпектинского окружного приказа Георгия Корнилова, первым браком, и девицы, дочери резервного казака станицы Кокпектинской Параскевы (Прасковьи – совр.) ХЛЫНОВСКОЙ. Хлыновские считаются казачьим родом, отсюда следует, что Параскева была казачкой, впоследствии она подарит своему супругу много детей, в числе которых и будущий государственный и военный деятель Лавр Георгиевич.
Также на страницах еженедельного журнала “Иртыш”, № 24–25 за 1919 г., опубликованы воспоминания о семье от лица Анны Корниловой, родной сестры Лавра Корнилова, которая говорит о том, что в жилах ее брата текла казачья кровь: “В Кокпектах отец женился на дочери казака Прасковье Ильиничной Хлыновской. Хлыновские переселились в Кокпекты из Биийской линии, вероятно, в 40-х годах, когда русские, оттесняя киргиз на юго-запад, основывали новые поселения и, привлекая разными льготами, заселяли их семейными казаками из старых станиц”.
В дополнение имеются краткие сведения о матери в воспоминаниях полковника Е. П. Березовского, опубликованных в “Вестнике казачьей выставки” в Харбине в 1943 году, где он пишет о матери – из семьи Хлыновских: “Но сами родители Л. Г. Корнилова были православные русские люди, природные сибирские казаки”. Таким образом, “казахские корни” Корнилова, о которых говорил Садыков в интервью, не были обнаружены в архивных записях.
Правда о вере
Второй важный аспект из биографии знаменитого генерала – вопрос вероисповедания. Садыков сообщал, что Лавр Георгиевич якобы следовал исламу. Однако на эту тему достаточно подробно в своих воспоминаниях написала сестра Лавра Георгиевича Анна: “Священник Синев очень любил Антона и Лавра, рекомендовал отцу выписать для них Библию, и братья усердно начали читать ее под руководством священника. По-видимому, этот священник заронил в душу мальчиков глубокое религиозное чувство, которое у Тони сказалось раньше, а у Лавра ярко проявилось впоследствии, когда ему пришлось вести жизнь полную приключений и опасности”. Со слов сестры, Лавр Георгиевич считал, что именно Божья милость помогла ему спастись от австрийского плена в суровые годы Первой мировой войны – Корнилов сбегал из него дважды, на третий раз – удачно. И даже, посылая деньги сестре, просил ее перевести в кокпектинскую церковь, где покоились их родители.
Также в документе, по сегодняшним меркам это добротно составленное резюме, “Краткая записка о службе 2-го отряда Заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи генерал-майора Корнилова от 3 января 1913 года” о Лавре Георгиевиче написано: “Родился 1870 года августа 18. Вероисповедания – православного. Сын коллежского секретаря. Уроженец Семипалатинской области”.
Таким образом, историческими документами подтверждается, что в жилах главнокомандующего Русской армией Л. Н. Корнилова текла казачья кровь, и его православное вероисповедание.
Также в архивах Омской области “сведения о волостном Баимбете не выявлены”. Как нигде не задокументирована и история с дарением кареты-фаэтона Николаем II прапрадеду Садыкова, которая якобы должна появиться в будущем фильме о генерале: “В краткой истории № 1 Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка (г. Омск, 1907 г.) на страницах 137–149 описывается посещение Государя Цесаревича Николая Александровича г. Омска в 1891 г., его прибытие на пароходе и дальнейшее перемещение в экипаже (коляске) или на коне урядника Чернигина. Сведения о карете-фаэтоне отсутствуют, само посещение описано вплоть до мельчайших деталей, например, фамилий лиц из числа казачьих детей, сопровождавших Цесаревича. (Как известно, Николай II в Омской области был дважды, второй раз после отречения в поезде по пути в Екатеринбург, и в сам город не заезжал)”, – говорится в письме. “Кроме того, на бульваре Мартынова в г. Омске, где Садыков планирует установку памятника и где якобы установлены памятники виднейшим жителям г. Омска, на деле установлены символические камни омским литераторам, а также звезды корпоративным клиентам сотовой связи МТС”, – сообщается в письме исторического клуба.
Мы хотели, чтобы герой публикации Садыков высказал свое мнение по поводу документов, предоставленных “Белой гвардией”, а также обвинений в свой адрес, но у него отключен телефон, также мы не знаем, находится ли он в Казахстане.
Совершенно непонятно, зачем он назвал себя потомком генерала и рассказывал неправдивые истории из его жизни, то ли это желание пропиариться за счет имени известного человека, то ли ради своих каких-то личных целей. В любом случае омские исторические источники достаточно подробно описывают основные этапы биографии знаменитого военного деятеля Лавра Корнилова, не верить им нет оснований. Исторический клуб “Белая гвардия” и впредь будет следить за публикацией статей, связанных с именем Лавра Георгиевича Корнилова, а также будет сотрудничать с газетой “КАРАВАН”, предоставляя самую правдивую информацию о тех далеких суровых днях гражданской войны в России. Мы же рассчитываем, что данная статья поставит наконец финальную точку в спорах о происхождении и вероисповедании генерала Лавра Корнилова.