Несмотря на все планы перехода Казахстана к «зеленой энергетике», альтернативы угольным ТЭЦ пока нет. И в ближайшее время не предвидится. К такому выводу пришли участники форума угольной промышленности, прошедшего в 20-х числах октября этого года в столице
– Заменить угольные ТЭЦ в ближайшем десятилетии не представляется возможным, ТЭЦ должны сохраниться как основные источники тепловой энергии. На сегодня альтернативные технологии для выработки тепловой энергии в больших объемах, отсутствуют. Замена угольных ТЭЦ газовыми, потребует капиталоемких затрат и неминуемо повлечет за собой увеличение тарифов на электрическую и тепловую энергию, – подчеркнул в ходе своего выступления руководитель управления по инвестициям Министерства энергетики Сырым Тютебаев.
Заодно были оглашены и некоторые актуальные цифры. Так, в частности, по производству электроэнергии страна зависит от угля на 70%. Примерно такая же картина и по выработке ТЭЦ тепловой энергии. Так что, пока жителям страны по прежнему придется зависеть от энергетического наследства СССР (при том, что самая «молодая» угольная станция была построена в 80-е годы прошлого века) и запастись терпением в ожидании 2050 года, когда по планам руководства, республика все-таки должна овладеть экологичными технологиями.
А между тем, практически каждый отопительный сезон начинается со скандалов, связанных с несвоевременным запуском мощностей станций, постоянными авариями, сбоями и прочими локальными катаклизмами, изрядно портящими нервы потребителям тепла. И это при том, что ежегодно профильные ведомства и местные власти исправно рапортуют о миллиардных затратах, пущенных на модернизацию мощностей с тем, чтобы не допустить их естественного выбывания.
Так как обстоит дело с производством тепла в стране не сегодняшний день? И насколько правдивыми оказались сводки об «успешной модернизации» и тем более – замещении действующих ТЭЦ?
И день и ночь дымят они…
Начнем со столицы с ее резко-континентальным климатом и продолжительной морозной зимой.
В настоящее время в Нур-Султане действует две ТЭЦ, со славной историей, беспокойным настоящим и несколько туманным будущим.
Расположенная в северо-западной части города Акмолинская ТЭЦ-1 была введена в строй в конце декабря 1961 года и, как говорилось в сообщениях тех лет: «Этот факт стал поистине историческим для областного центра Целинного края, который отныне твердо встал на путь индустриализации и улучшения социальных благ населения».
В принципе, так оно и было, тем более, что численность населения, довольно компактно проживающего в трех районах города, на тот период составляло чуть более 100 тысяч человек. И вырабатываемого новой ТЭЦ тепла и электроэнергии вполне хватало не только на жилые кварталы, но и на имеющиеся в городе крупные предприятия, такие как «Целинсельмаш» и «Казахсельмаш».
Впрочем, о перспективах тоже не забывали, и уже в апреле 1972 года началось строительство первой очереди Целиноградской ТЭЦ-2. Документы о вводе в эксплуатацию 1-го блока первой очереди ТЭЦ-2 с электрической мощностью 80 МВТ и установленной тепловой мощностью 180 Гкал/час были подписаны в августе 1979 года, а полностью работы по сооружению станции были закончены в 1985 году. Собственно, тогда, и сложилась действующая по сей день совместная схема работы обеих ТЭЦ в системе централизованного теплоснабжения с периодом отопления примерно в семь месяцев и круглогодичной подачей горячей воды. Основной объем производимой электроэнергии и тепла вполне естественно распределялся между центральном и юго-восточном районами правобережной части города (туда уходило порядка 63% от общей тепловой нагрузки).
Собственно – все. Хотя нет, стоит еще добавить, что согласно проектной документации обе станции обладали определенными резервами, позволяющими без особого труда увеличить выпуск электро- и теплоэнергии в объемах, достаточных для комфортного проживания еще примерно 150 тысяч человек, попадающих в зону центрального теплоснабжения. И судя по всему, это полностью совпадало с планируемым в те годы приростом населения областного центра.
Между тем, жизнь вносила свои коррективы в демографическую ситуацию. Так, если в 1991 году население Целинограда составляло 275 тысяч человек (и даже уменьшилось более чем на пять тысяч к 1996 году), то после переноса столицы уже к 2011 году в Астане проживало 700 тысяч человек, в 2013 – 815 тысяч, в июне 2017 года город получил статус «миллионника» с численностью населения в 1.002.874 человек, а по состоянию на начало нынешнего года, количество жителей Нур-Султана составило 1.184.469 человек, что сделало его вторым по численности после Алматы. Заодно за счет строительства административного центра и нескольких микрорайонов занимаемая городом площадь расширилась до 710 квадратных километров.
В общем, довольно динамично увеличилось все, кроме мощностей теперь уже столичных ТЭЦ, обслуживающих электричеством и теплом более 2,5 тысяч домов (и потребляющих в совокупности порядка 3,8 миллионов тонн угля в год).
Кстати, забегая немного вперед, стоит упомянуть, что экологию столицы действующие ТЭЦ отнюдь не оздоровляют. Например, только в 2019 году, департамент экологии Нур-Султана в ходе внеплановой проверки обеих станций, выявил, что содержание диоксида серы (SO2) и неорганической пыли (SIO2) практически в два раза превышает установленный норматив предельно допустимых выбросов в атмосферу. Да и как он может не превышать, если на нескольких котлоагрегатах была установлена нефункционирующая система сухой сероочистки, предназначенной для минимизации выбросов диоксида серы в атмосферу?
По итогам только одной проверки, собственник обеих ТЭЦ – АО «Астана-Энергия» получил штраф в размере 157,5 миллиона тенге с традиционным предписанием «устранить все допущенные нарушения». Проверка, надо сказать, была не первая и не последняя и практически всегда результаты контрольных замеров мало соответствовали эталонным.
Правда, удивляться здесь тоже не приходится, так как если взять в руки практически любой документ, рассказывающий о техническом состоянии ТЭЦ за период последних лет двадцати пяти, везде будет одно и тоже: «Основное оборудование ТЭЦ физически и морально устарело и в настоящее время требует срочной замены. Водогрейные котлы работают в пиковом части графика отопительной нагрузки. Мазутным котлам требуется комплексный ремонт, часть их законсервирована и не используется. В результате происходит снижение располагаемой тепловой мощности. «Свободная» мощность энергетических котлов на ТЭЦ-2 в настоящее время не используется из-за отсутствия общестанционных бойлерных установок….» И так далее. Между прочим, это цитата из документа образца 2002 года.
В 2006 году дело обстояло еще хуже: «Основное оборудование существующих насосных станций морально и физически изношено, поэтому необходима его модернизация и реконструкция. Тепловые сети, являющиеся одним из важнейших элементов системы централизованного теплоснабжения, в настоящее время – самое ненадежное звено этой системы. Значительные участки теплотрасс всех диаметров подвержены значительной коррозии. Антикоррозийные и теплоизоляционные покрытия трубопроводов тепловых сетей имеют срок службы вдвое-втрое больше нормативного. Оценка степени износа объектов теплоснабжения, проведенная в процессе разработки мероприятий, показала, что основное оборудование насосных станций имеет высокую степень износа: электрооборудование 83%, насосное оборудование 87%, магистральные сети изношены в среднем на 74%, внутриквартальные тепловые сети имеют среднюю степень износа 72%» Кроме того, существующие тепловые сети проходят по территориям, значительная часть которых попадает под будущую застройку многоэтажными зданиями, что приведет к резкому увеличению нагрузки и как следствие – повышению аварийности…»
Короче говоря, единственным возможным способом разрешения проблемы (а заодно и устранения уже существующего дефицита электро- и тепловой энергии) являлась комплексная модернизация оборудования, расширение мощностей ТЭЦ-2 для чего, в свою очередь, нужны были «проектные решения перспективного развития систем» и самое главное – весьма солидные суммы бюджетных ассигнований в количестве не менее 20 миллиардов тенге.
А в качестве прикладной нормативной базы, были утверждены две программы: «Схема электроснабжения г. Астаны на период до 2010 года с перспективой до 2020 года» и «Схема теплоснабжения г. Астаны на период до 2010 года с перспективой до 2020 года».
Ответственными за все это дело были назначены профильные министерства, городские власти и непосредственные владельцы и операторы комплексов – АО «Астана-Энерго», АО «Астана-Теплотранзит» и АО «Астанаэнергосбыт».
В принципе, поначалу работа по модернизации спорилась весьма успешно. Например, в 2007 году, «в рамках специального проекта по расширению и реконструкции станции ТЭЦ-2» в строй был введен новый шестой котел.
Судя по информационным сообщениям того периода, значимость данного события трудно было переоценить: «Новый агрегат не только обеспечит дополнительный объем производства тепловой энергии, но и существенно повысит надежность энергоснабжения столицы Казахстана». Очевидно поэтому, запуск котла осуществил лично тогдашний премьер-министр страны Карим Масимов.
Затем на некоторое время об успехах продолжения модернизации практически ничего не сообщалось. Разве что жители близлежащих районов все чаще жаловались в буквальном смысле на засыпание голов золой, после проведения на станциях очередных золоотвальных работ.
И лишь после 2010 года стало известно о планах замены на ТЭЦ-1 некоторого оборудования (котлоагрегатов, сетевых насосов, аккумуляторных батарей), строительства золошлакопроводов и трубопроводов осветленной воды и новой дымовой трубы.
Судя по всему, проектно-техническая и сметная документация на эти работы разрабатывалась чуть ли не пятилетку, потому как, окончательно сформулированные виды работ (все те же, что и в предыдущем абзаце) увидели свет лишь к 2015 году. Тогда же была озвучена и необходимая на первых порах сумма в 4,6 миллиарда тенге.
Заодно появилась информация и об аналогичном проекте в отношении ТЭЦ-2. Там было необходимо продолжить строительно-монтажные и пуско-наладочные работы одного турбоагрегата, двух котлоагрегатов и водогрейных котлов. На все это благое дело требовалось выделение11,2 миллиарда тенге. Что же до сроков работ, то их планировалось провести в период 2016–2018 годов.
Деньги на оба проекта были выделены достаточно оперативно и, соответственно, можно предположить, что и намеченные работы также были произведены в положенный срок (по крайней мере, об обратном тогда нигде не говорилось).
Чуть позже целый ряд республиканских СМИ сообщил о некоторых нюансах государственных закупок на строительство и модернизацию насосных станций и тепломагистралей (в сумме 5,9 миллиарда тенге).
«По графику производства работ объекты ввели в эксплуатацию в 2017–2018 годах и задействовали во время отопительных сезонов. Однако, несмотря на гарантийный срок и короткое время эксплуатации, были зафиксированы факты отказов электротехнического оборудования, влияющих на надежность теплоснабжения. Причины, как выяснилось из документов, имеющихся в распоряжении редакции, в первую очередь в установке реанимированного электрооборудования, а также аналогов, более низких по себестоимости и качеству. Помимо этого повлияло и несоблюдение проектных схем монтажа, применение типов и марок разных производителей программного продукта, а также недокомплект соответствующих компоновок секций и шкафов управления. Если это действительно так, то возникает вопрос: как руководство АО «Астана-Теплотранзит» и государственная комиссия подписали акты выполненных работ с подрядчиками?» – в частности, писали тогда казахстанские СМИ (более подробно с некоторыми публикациями можно ознакомиться на сайте АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности»).
Были там и комментарии специалистов и ветеранов отрасли, которые указывали на то, что «при выходе из строя сетевых насосов на станциях, работающих в режиме подающего и обратного трубопроводов в зимний период, может нарушиться гидравлический режим на сетях, который повлечет за собой ограничения в поставке тепловой энергии потребителям» и заявляли о необходимости проведения соответствующего расследования. Причем, не только со стороны уполномоченной организации в лице управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства столичного акимата, но и правоохранительных органов…
Газифицируй это…
Впрочем, через некоторое время история очередной модернизации стала плавно уходить на второй план, тем более что на основную повестку дня вышел новый грандиозный план – перевод действующих мощностей ТЭЦ на газ.
Первые подробности предстоящей операции, были оглашены осенью 2019 года, когда первый заместитель председателя правления АО «Астана-Энергия» Анатолий Никифоров провел целый пресс-тур для казахстанских журналистов.
– Мы сейчас разрабатываем проекты по переводу части оборудования ТЭЦ-2 на газ. Это водогрейные котлы, которые расположены отдельно. У нас есть водогрейный корпус. Там имеются шесть котлов на ТЭЦ-2. Это оборудование будет переводиться на газ. ТЭЦ-1 в полной мере планируется переводить на газ. Где-то в среднем 30% генерации тепла будет осуществляться на газе. Будут построены новые газораспределительные сети по территории станции, и выполнена реконструкция в части горелочных устройств, – охотно делился задуманным топ-менеджер компании.
Впрочем, на тот момент проект еще проходил государственную экспертизу и его окончательная стоимость еще не была определена. Также никто не имел никакого понятия о грядущих тарифах на газ, которые «требовали согласования и уточнения в самых различных инстанциях».
Но, тем не менее, первый этап планировали завершить уже в отопительный сезон осени-зимы и весны 2019–2020 года, а все остальное закончить к 2021 году.
Понятно, что первоначальные оптимистичные сроки пришлось корректировать, в реальности газопровод к обеим ТЭЦ начали строить только в 2020 году. Так что, заветный газ поступил на три водогрейных котла ТЭЦ-1 и один котел ТЭЦ-2 лишь в октябре прошлого года. В итоге энергетикам опять требовался плановый ремонт оборудования, не охваченного газификацией (в частности, на нужды ТЭЦ-2 в виде планового ремонта котельного оборудования лишь в октябре 2020 года было запрошен миллиард тенге. В целом же, на реконструкцию ТЭЦ-1 в течении 2020 года выделялось 1,8 миллиарда тенге, на реконструкцию ТЭЦ-2 – 11,8 миллиарда тенге). А в Министерстве энергетики потребовали ускорить процессы модернизации, указывая, что в противном случае проблем будут не избежать:
– Акимату города нужно ускорить работу. Для покрытия дефицита тепловой энергии в городе Нур-Султан необходимо ввести в эксплуатацию котлоагрегат №8 и турбоагрегат №6 ТЭЦ-2, запланированные к вводу в эксплуатацию еще в прошлом году и срок ввода которых был перенесен на декабрь 2020 года. В случае несвоевременного ввода указанных агрегатов в городе будет дефицит тепловой энергии, будет нарушен утвержденный температурный график, – говорил тогдашний министр энергетики Нурлан Ногаев (в настоящее время он занимает пост акима Мангистауской области).
С декабрем все-таки не задалось и шестую турбину на ТЭЦ-2 запустили лишь в январе 2021 года (с котлом №8, судя по всему, в очередной раз пришлось обождать).
– Во время рабочего объезда ознакомился с ходом работы недавно запущенной шестой турбины на ТЭЦ-2. Она дала нам дополнительный прирост электрической мощности 120 МВт. После запуска котла №8 также будет прирост тепловой мощности в 180 гигакалорий… – делился и очередными планами с жителями города на своей страничке в соцсетях столичный аким Алтай Кульгинов в середине января.
А в феврале нынешнего года, Алтай Сейдирович уточнил, что новым сроком перевода ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газ определен четвертый квартал 2021 года.
«Сейчас на ТЭЦ-1 к газу подключены три котла. Планируется перевести еще семь. А на ТЭЦ-2 подключен всего один котел. Позже переведут еще пять. При этом, на ТЭЦ-1 к газу будут подключены и водогрейный, и энергетический котлы. А вот на ТЭЦ-2 – только водогрейный. Модернизацией ТЭЦ-1 занимается ТОО «Транс Азия Констракшн». Для этого ей выделено 5,6 миллиардов тенге. По ТЭЦ-2 подрядчиком выступает ТОО «АзияЭнергоПроектМонтаж». Сумма закупки составляет 3,9 миллиардов тенге» – уточнили журналистам подробности в акимате и добавили, что даже после перехода на газ и на ТЭЦ-1, и на ТЭЦ-2 будут все равно жечь уголь и мазут, но лишь в сильные холода…
В общем, «операция продолжается», но, тем не менее, несколько подзатянувшаяся и удорожавшая эпопея с модернизацией и газификацией двух действующих столичных ТЭЦ – это сущий пустяк в сравнении с тем, что творится вокруг «грандиозного проекта» по сооружению ТЭЦ-3, о начале реализации которого торжественно объявили еще в 2010 году.
Точно посчитать, сколько раз переносились сроки окончания строительства, наверное, уже будет трудно. Таковыми назывались сначала 2016 год, затем все последующие года и полугодия вплоть до 2020. При этом, практически каждый год было ясно, что объект даже близко не готов к эксплуатации, поэтому «уточнение» очередных сроков является лишь пустым сотрясанием воздуха.
Например, еще в середине 2018 года на заседании постоянной комиссии городского маслихата столицы, когда в очередной раз рассматривался вопрос строительства ТЭЦ-3, депутат Ирина Манжанова обратила внимание на тот факт, что 11,5 миллиарда тенге, ранее выделенные на строительство ТЭЦ-3, были экстренно переброшены на модернизацию ТЭЦ-2, потому что управление топливно-энергетического комплекса вовремя не подготовило проект пусконаладочных работ, который составляет, согласно сметной нормативной стоимости, 15–20% от стоимости всего объекта.
После этого тогдашний руководитель управления ТЭК и коммунального хозяйства Ербол Толеуов клятвенно заверил депутатов в том, что проект пусконаладочных работ уже завершен, и строительство ТЭЦ-3 обязательно закончится к отопительному сезону 2019/2020.
Этим прогнозам в очередной раз не суждено было сбыться, что вызвало возмущение со стороны президента Касым-Жомарта Токаева, который в октябре 2019 года довольно резко указал на это столичному акиму Кульгинову:
– ТЭЦ-3, строительство которой начали еще в 2010 году, планировалось сдать уже в текущем году. Но сроки переносились несколько раз – сдача проекта откладывается еще на год, и еще на год, теперь устарела проектно-сметная документация, нужны корректировки. Произошло удорожание проекта в полтора раза – причем сумма немалая, более 40 миллиардов тенге. На фоне дефицита тепловой энергии города несвоевременный ввод в эксплуатацию ТЭЦ-3 замедляет развитие бизнеса. Я понимаю, что целый ряд проблем, они как бы перешли в наследство нынешнему руководству города, но это не снимает ответственности и с руководства города, и депутатов маслихата…
В очередной раз ускорению строительства ТЭЦ-3 помешала пандемия и связанная с ней экономия (в 2020 году, денег на энергетический «долгострой» стали выделять меньше – всего 1,27 миллиарда тенге). Не решен финансовый дефицит и в нынешнее время, что в свою очередь привлекло внимание депутатов нижней палаты парламента.
В октябре нынешнего года в ходе обсуждения законопроекта «О республиканском бюджете на 2022–2024 годы» депутат Дуйсенбай Турганов отметил, что на достраивание ТЭЦ-3 опять не хватает финансирования:
– В соответствии с рассматриваемым бюджетом на реализацию проекта выделяется 27,9 миллиарда тенге, с учетом ранее выделенных средств сумма составляет 112,9 миллиарда тенге при необходимых 122 миллиарда тенге. Недостающая сумма составляет около девяти миллиардов тенге. Если не принимать срочные меры по вводу в эксплуатацию ТЭЦ-3, то ситуация может привести к проблемам в обеспечении населения и экономики города теплоэнергией. В связи с этим: почему финансовые средства для проекта выделены не в полном объеме и в какие сроки будет завершен проект?
В ответ министр энергетики Магзум Мирзагалиев заявил, что срок завершения проекта запланирован на 2023 год, в 2022 году на его реализацию будут выделены около 25 миллиардов тенге, а с 2023 годом, действительно, еще не все ясно:
– На 2023 год, на сегодняшний день, пока что 3,1 миллиарда тенге предусмотрено. Тем не менее, в следующем году при рассмотрении бюджета на 2023 год мы надеемся, что соответствующие средства будут выделяться. Недостающая сумма составляет 7,8 миллиарда тенге, потому мы полагаем, что этот вопрос найдет свое положительное решение…
В свою очередь, председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин предположил, что дело вовсе не в ограниченности финансирования, а в неготовности самого проекта:
– Бумаги у вас не в порядке, не готовы. Проект ваш не готов. При корректировке весной, если не будет готово, то не знаю, как вы будете выкручиваться. Проект может затянуться еще на 10 лет. Вот что у вас будет…
В общем, пока одни чиновники проявляют «осторожный оптимизм», а их оппоненты – по-прежнему сторонники пессимистического сценария, в столице продолжается строительство десятков многоэтажек без центрального отопления, жители которых вынуждены каждый зимний месяц платить за услуги частных котельных по несколько десятков тысяч тенге. Дело в том, что сначала застройщики, а затем и риэлторы, хором уверяли потенциальных покупателей в том, что все решится при скором запуске ТЭЦ-3. Только вот когда будет ТЭЦ, по-прежнему неизвестно, а суммы коммунальных счетов только растут. Вот и приходится жильцам либо довольствоваться услугами локальных котельных, с которыми, кстати, в этом году тоже возникли проблемы. Например, в октябре этого года серьезные перебои с отоплением и горячим водоснабжением наблюдались в 10 ЖК Нур-Султана. Министерство энергетики, признав факт несвоевременной поставки в столицу сниженного газа в связи с ранним началом отопительного сезона, заявило о том, что проведены переговоры с ТОО «Тенгизшевройл» о выделении городу дополнительно 2300 тонн газа. В первую очередь, поставка топлива будет производиться на газораспределительные установки и котельные. А пока стоит немного потерпеть…
Жители терпят. И кротко продолжают надеяться на лучшее. Тем более, что в очередном интернет-привете населению аким Алтай Кульгинов на днях сообщил о том, что «для обеспечения новых домов и будущих районов застройки теплоснабжением и канализацией ведем строительство ТЭЦ-3 (1 очередь, теплоснабжение)». Значит, городские власти надежд пока тоже не подрастеряли. По крайней мере – на словах…
Ну а пока столица, зябко поеживаясь, продолжает пребывать в ожидании лучших времен, жители другого мегаполиса – Алматы притихли в предвкушении новых тарифов на теплоэнергию. В том, что они изменятся в сторону повышения уже непреложный факт, а вот причины, по которым это произошло, оказались во многом неожиданными. Помимо пресловутого «инфляционного коридора» с его ростом цен на все и вся выяснилось, что дальнейшая модернизация городских ТЭЦ требует еще 73,7 миллиарда тенге.
Тогда куда делись предыдущие гигантские суммы, пущенные на эту модернизацию, о которой жители южной столицы слышат уже который год кряду? И вообще – в каком состоянии пребывает энергетическое хозяйство самого населенного города страны? Для ответа на этот вопрос тоже требуется небольшой экскурс в новейшую энергетическую историю…
Источник: turanpress.kz