В послании президента от 16 марта говорилось о том, что начало трансформации страны cовпало с разразившимся в мире кризисом. Но реальность более жесткая, чем эти слова
Казахстан вступает в сумеречную зону геополитического хаоса, как овца на заклание. У нас слабая армия; дырявая от чужой пропаганды информационная безопасность; неконкурентоспособная экономика, зависимая от России до такой степени, что министр национальной экономики РК недавно сказал: дальнейшее состояние экономики Казахстана зависит от переговоров России и Украины. У нас все еще существует дефицит доверия между властью и обществом, а также опасный конфликт идентичности внутри самого общества, в том числе по поводу отношения к войне в Украине.
Токсичные организации
Превращение Украины для России в некий аналог Афганистана для СССР создаст условия, при которых дальнейшее участие Казахстана в ЕАЭС и ОДКБ будет все больше приобретать токсичный характер. Уже сейчас один из существенных рисков для Казахстана — репутационный. Например, из пяти членов ЕАЭС три члена заняли антиукраинскую позицию — Россия, Беларусь и Кыргызстан. Они же входят в ОДКБ. И со временем (довольно скоро) перед руководством Казахстана возникнет вопрос, что делать с этими организациями?
Взять хотя бы тот факт, что согласно статье 103 Договора о Евразийском экономическом союзе государства — члены ЕАЭС к 2025 году должны осуществить гармонизацию своего законодательства в сфере финансового рынка в соответствии с международным договором в рамках союза и протоколом по финансовым услугам. При этом наднациональный орган по регулированию финансового рынка предполагали открыть в Алматы. Но к 2025 году Россия, скорее всего, окончательно закрепит статус изгоя для части мира. Это будет касаться и ее финансовой системы, гармонизация с которой будет напоминать поцелуй с мертвецом. И руководству Казахстану уже сейчас необходимо задуматься о том, как избежать этого поцелуя.
Хотя, как ни крути, везде засада. Президент Беларуси Александр Лукашенко уже заявил о необходимости проведения в Москве встречи лидеров стран ЕАЭС и ОДКБ для выработки решений по противодействию санкциям. Одним из таких решений, по его мнению, должно быть объединение рынков стран — участниц ЕАЭС, чтобы вскоре «забыть» про санкции. Если перевести на нормальный язык, то Лукашенко призывает Казахстан не сходить с поезда, который уже летит под откос и способен потянуть за собой не только казахстанскую экономику, но и репутацию нашей страны как многовекторного государства.
Конечно, можно предположить, что для Москвы сейчас более выгодно использовать Казахстан в качестве некоего окна во внешний мир в условиях железного занавеса, который опустился между Россией и Западом. Но логика конфронтационной политики Кремля рано или поздно приведет к тому, что в отношении ОДКБ Москвой и Минском будет лоббироваться идея объединения оборонного пространства государств, входящих в это военно-политическое объединение, что еще больше сузит поле для дипломатических маневров Казахстана. Тем более что подключение ОДКБ к внутриэлитным разборкам в Казахстане в январе текущего года многими в международном сообществе уже стало восприниматься как признак усиления военно-политического влияния России на Казахстан.
На этом фоне идея выхода Казахстана из ЕАЭС и ОДКБ имеет вполне объективные основания. Например, в статье 3 вышеупомянутого договора о Евразийском экономическом союзе говорится о таких основных принципах, как обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон. Но Россия уже сама в одностороннем порядке нарушает многие принципы «взаимовыгодного сотрудничества». Раньше это были нетарифные методы регулирования, которые создавали искусственные препятствия для выхода на российский рынок казахстанских товаропроизводителей. Сейчас Россия в условиях жестких санкций вводит ограничения на экспорт тех или иных товаров, в том числе в страны ЕАЭС, тем самым нарушая принципы свободного перемещения товаров в рамках этого регионального объединения.
В любом случае участие Казахстана в ЕАЭС в условиях геополитического одиночества и финансово-экономической изоляции России и Беларуси уже противоречит нашим национальным интересам. Хотя основная проблема заключается не в самом механизме выхода из ЕАЭС, так как он почти такой же, как прекращение членства в СНГ. Согласно 118-й статье договора, «любое государство-член вправе выйти из настоящего Договора, направив депозитарию настоящего Договора по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении выйти из настоящего Договора. Действие настоящего Договора в отношении этого государства прекращается по истечении 12 месяцев с даты получения депозитарием настоящего Договора такого уведомления». При этом государство-член, уведомившее о своем намерении выйти из договора, обязано урегулировать финансовые обязательства, возникшие в связи с его участием в настоящем договоре.
Кстати, примерно такая же процедура выхода существует в рамках ОДКБ, где в статье 19 устава Организации Договора о коллективной безопасности говорится о том, что «любое государство-член вправе выйти из Организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации такое государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе не позднее, чем за шесть месяцев до даты выхода». Юридически вроде ничего сложного. Но вся сложность заключается в том, что сама попытка выхода Казахстана из этих региональных объединений будет восприниматься Россией как враждебный шаг.
В своей статье «Как Казахстан стал заложником геополитической игры России против Украины» я уже отмечал, что приравнивание Казахстана к буферной зоне России является опасным трендом, если в Кремле в рамках обновленной военной доктрины когда-нибудь посчитают, что Казахстан уже не является таким буфером и в стране появился «враждебный режим», который решил проводить более самостоятельную внешнюю политику, вплоть до выхода из ЕАЭС и ОДКБ. Если руководство Казахстана посчитает резкий выход из того же ЕАЭС опасным шагом, то альтернативой может быть только постепенное прекращение участия в ЕАЭС со ссылкой на постоянные нарушения самой же Россией установленных правил функционирования этой региональной организации. Учитывая то, что эти нарушения будут и дальше продолжаться, поводов приостановить свое участие может быть достаточно.
В качестве промежуточного этапа выхода из этой токсичной организации может быть трансформация постоянного членства в ЕАЭС в статус страны-наблюдателя, который, например, недавно получил Узбекистан. Кстати, Ташкент в 2012 году также приостановил членство в ОДКБ, что сейчас выглядит вполне разумным шагом. На этом фоне проведение референдума в Казахстане по поводу выхода страны из ЕАЭС и ОДКБ также могло бы дать властям хороший повод сослаться на глас народа и невозможность его игнорировать, особенно после январских событий. Но перед этим необходимо будет провести тщательный анализ всех возможных рисков и угроз, связанных с реализацией этих сценариев с точки зрения того, как их минимизировать в экономической и геополитической сферах.
Информационные троянские кони
Даже несмотря на то что Россия надолго увязла в войне с Украиной, активно истощая свои ресурсы, Казахстан не может чувствовать себя спокойно. Недавние провокационные заявления лидера КПРФ Зюганова по поводу якобы ущемления русского языка и роста национализма в Казахстане с призывом к российскому руководству «защитить» русскоговорящее население являются не просто звеньями уже длинной цепи таких же провокационных заявлений, которые были озвучены представителями разных политических сил России. Это один из главных идеологических мейнстримов российского руководства в рамках их политики «собирания земель».
Кстати, аналогом Крыма в Казахстане может стать тот же Байконыр, который упомянул нафталиновый лидер КПРФ и где уже были скандальные массовые мероприятия с поддержкой военной агрессии России в Украину. Поэтому удивляет отношение того же заместителя премьер-министра — министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди к заявлению Зюганова, которое, по его мнению, вообще не стоит никакого внимания, в том числе и потому что он является лидером якобы «оппозиционной» партии. Довольно странное умозаключение, если учесть тот факт, что в России в Госдуме существует такая же фейковая оппозиция, как и в Казахстане в нашем парламенте среди официально зарегистрированных партий.
Но если для нашего министра заявления «российского оппозиционера» не стоят выеденного яйца, то ему следовало бы припомнить, что не так давно аналогичные провокационные заявления делал не просто представитель правящей партии в России, а глава комитета Государственной думы России по образованию и науке и член правящей фракции «Единая Россия» Вячеслав Никонов, по словам которого «Казахстана просто не существовало» и «территория Казахстана — это большой подарок со стороны России и Советского Союза».
Кстати, война в Украине выявила еще одну уязвимую точку Казахстана, которую также могут использовать как точку давления. Это якобы наличие лабораторий по производству бактериологического оружия. Российская пропаганда уже начала использовать этот инфофейк по отношению к Украине, где якобы действуют лаборатории, в которых под руководством Пентагона могут разрабатывать бактериологическое оружие и распространять его на территорию России с помощью летучих мышей и птиц. В российских СМИ также уже давно обвиняют Казахстан в том, что и на его территории якобы есть такие «американские» лаборатории. Даже во время январских событий в некоторых российских СМИ начала распространяться информация о том, что во время беспорядков в Казахстане под атакой оказались и секретные биологические лаборатории, созданные с участием американских военных, и что похищенные оттуда опасные вирусы и бактерии якобы могут оказаться в руках террористических группировок. То есть уже видно, как информационные фейки вокруг данной темы стали запускаться со стороны России в адрес Казахстана. И это сейчас является тревожным сигналом для нашей республики.
Но наша власть опять делает вид, что ничего страшного нет, удовлетворяясь успокоительными заявлениями, что все это лишь фантазии российских СМИ, что тот же Соловьев – всего лишь журналист, Лимонов был маргинальным политиком, Жириновский – политический клоун, а Зюганов – «оппозиционер», которого никто не слушает. Хотя разные и многочисленные соловьевы вещают на общероссийских каналах, а не у себя на кухне, а партии Жириновского, Зюганова и Никонова сидят не в подвале, а в Госдуме. И они не только формируют общественное мнение, но и ретранслируют существующие настроения внутри российской элиты.
Именно поэтому важным шагом является запрет вещания российских СМИ (информационных и политических ток-шоу) на территории Казахстана, так как информационная безопасность страны находится под угрозой в связи с влиянием российских медийных ресурсов на общественное сознание части казахстанцев, которые не идентифицируют Казахстан в качестве суверенного государства, больше воспринимая республику как сателлит России. Но в Казахстане не должно быть никакой «пятой колонны», которую могли бы использовать внешние игроки. Кстати, недавно уже появилась петиция с требованием разобраться с пропагандой войны, которая льется из российских СМИ, так как, согласно пункта 3 статьи 20 Конституции РК, «не допускаются пропаганда или агитация […] войны, […] а также культа жестокости и насилия». Также действия российских СМИ противоречат пункту 1 статьи 161 Уголовного Кодекса РК: «Пропаганда или публичные призывы к развязыванию агрессивной войны – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет»
При этом информационная безопасность Казахстана должна обеспечиваться не только путем запрета, а замещением образовавшихся ниш собственным качественным и конкурентным контентом. В послании президента также говорилось о том, что: «в современную эпоху для любой прогрессивной страны критически важно иметь конкурентоспособные и свободные средства массовой информации». А для этого властям надо наступить на горло собственной песне и понять, что все это невозможно без свободы слова и без создания условий для появления конкурентоспособных негосударственных СМИ, которые борются за аудиторию, а не за государственный заказ. Это ключевой вопрос нашей национальной и, в частности, информационной безопасности сейчас и в будущем. Но для этого необходимо в первую очередь не мешать развиваться медийному пространству страны при параллельном реформировании государственных медийных структур, которые, сидя на госзаказе, больше поют дифирамбы власти, чем обеспечивают информационную безопасность страны.
Также пора прекращать финансирование провластных фабрик троллей, которые больше занимаются информационной борьбой с казахстанскими критиками власти, чем участвуют в защите национальных интересов Казахстана от провокационных информационных нападок северного соседа. Возникла парадоксальная ситуация, когда на передовом фронте информационной борьбы за интересы страны в основном находятся не государственные СМИ и провластные эксперты, а представители гражданского общества и независимые аналитики.
Геополитический риск
Руководство Казахстана должно исходить из нескольких сценарных вариантов развития ситуации после начала военных действий со стороны России в Украине.
Во-первых, Россия всерьез и надолго увязнет в украинском котле, получив аналог Вьетнама или Афганистана. В этом случае режим антироссийских санкций может приобрести еще более жесткий характер с целью нанесения сокрушительного удара по российской экономике, которая не сможет выдержать колоссальные расходы на продолжение военных действий в Украине.
Во-вторых, несмотря на активное сопротивление украинских властей, Россия попытается установить военный контроль над значительной территорией Украины. Но это в любом случае не позволит Кремлю эффективно управлять захваченной территорией также по причине необходимости серьезных финансовых вливаний в поддержку марионеточных управленческих структур и постоянную тыловую поддержку своих войск. Как и в первом сценарии, пакет антироссийских санкций приобретет самый жесткий характер, что забьет гвозди в гроб российской экономики.
В-третьих, затяжные военные действия России в Украине, ведущие к большим человеческим жертвам в российском армии, усиливающийся коллапс российской экономики, снижение поддержки Путина в глазах значительной части российского общества, которое будет уставать от «мобилизационной» экономики, ведущей только к ухудшению социально-экономического положения большинства россиян (холодильник будет побеждать телевизионный зомбоящик), может спровоцировать внутридворцовый переворот в российской элите. В лучшем случае это может снизить конфронтационную риторику России и привести к попыткам урегулирования украинского вопроса в рамках новых переговорных процессов, что будет плюсом для Казахстана. В худшем случае дворцовый переворот может спровоцировать эффект домино и политическую дестабилизацию внутри России, что также создает дополнительные риски для Казахстана.
В-четвертых, финансово-экономическое и военно-политическое ослабление России на постсоветском пространстве может создать вакуум силы, который способен заполнить Китай с его попытками занять те российские экономические ниши, которые стали стагнировать из-за западных санкций. Для Китая будет важно не только закрепить за Россией роль сырьевого придатка китайской экономики, но и попытаться укрепить позиции своих компаний в тех российских сферах, которые пострадали от ухода западных компаний, технологий и инвестиций. На этом фоне Казахстану необходимо поддержание геополитического баланса в регионе, где противовесом для России и Китая может быть Турция. То есть одной из мер может быть более тесное военно-политическое сотрудничество тюркских государств.
Также необходима более проактивная официальная политика Казахстана в сфере оказания гуманитарной помощи Украине, которая начала осуществляться с большим опозданием, в то время как граждане Казахстана, не дожидаясь решения властей, сами смогли собрать и отправить несколько авиарейсов с гуманитарным грузом в Украину через транзитные страны. Властям следует понять, что активное участие казахстанского гражданского общества в сборе гуманитарной помощи украинскому народу, а также антивоенный митинг в поддержку Украины как пример «народной дипломатии» помогли создать благоприятный информационный фон в глазах международного сообщества и спасти репутацию казахстанских властей.
Лимон и лимонад
В послании президента также говорилось об обострении геополитической ситуации и о том, что мы должны учитывать все внутренние и внешние вызовы. Кстати, по поводу антироссийского санкционного медного таза, который может накрыть и Казахстан, существует несколько точек зрения.
Пессимисты исходят из того, что казахстанская экономика пострадает сильно. Как всегда, первый удар был нанесен по казахстанской национальной валюте, которая стала слабеть вслед за российским рублем. Об этом также говорилось в послании. Все это создает опасный эффект домино для Казахстана, так как ведет к росту инфляции, которую всегда называли налогом на бедность, и к росту цен. А это уже закладывает мины для новых социальных взрывов. В свою очередь, умеренные пессимисты считают, что антироссийские санкции опасны для Казахстана, но худший вариант будет, если какие-то санкции применят к Казахстану как к партнеру России в рамках ЕАЭС и ОДКБ.
Умеренные оптимисты уверены, что рост цен на нефть на фоне геополитической напряженности может помочь Казахстану удержаться на плаву. Также, по их мнению, финансово-экономическая изоляция России может дать возможность Казахстану использовать возникшую ситуацию для привлечения тех инвестиций, которые уже не пойдут в российскую экономику, для локализации новых производств, которые будут бежать из самой России, в создании новых транспортно-логистических маршрутов, в привлечении человеческого капитала и так далее. Хотя те же пессимисты и умеренные пессимисты скажут, что российским компаниям, которые потеряют западный рынок, придется агрессивно выходить на другие рынки, в том числе и в Казахстане, что может нанести еще больший удар по местным товаропроизводителям, которые уже долго находились под давлением российского и белорусского бизнеса в рамках ЕАЭС. И еще хуже, если Запад заподозрит Казахстан в попытке помочь российским компаниям обходить санкционный режим.
Но в любом случае возникший геополитический хаос и январские события в Казахстане помогают нам выявить большое количество старых и новых уязвимых и слепых зон в нашей стране. И это хороший повод задуматься о том, как не просто выжить, но и, осознав наличие всех этих уязвимых зон, начать более динамично и эффективно перестраивать социально-экономическую и политическую системы Казахстана в условиях новой нормальности, пытаясь из лимона сделать лимонад.
Источник: Forbes Kazakhstan