Фундаментальная инвентаризация ресурсов страны, попросту говоря, всех и вся – это фундаментальная наука.
А фундаментальная наука – это теоретическая и аналитическая работа в каждой отрасли науки, это – конкретика и предметность исследований, это – чистота методик, и методологии в науке, это – обеспечение информационной безопасности, как составляющего национальной безопасности. И наконец, это – высокий профессионализм и компетентность чиновников страны. Все это невозможно без фундаментальной науки. Фундаментальная наука, в свою очередь, должна поддерживаться развитой инфраструктурой, пишет matritca.kz
В одном из своих интервью в 2014 году я уже говорил, что Казахстан – огромная страна, и есть необходимость фундаментальной инвентаризации его ресурсов, что «обрекает» нашу страну содержать и развивать большую науку. А большая наука может быть только государственной» – (конец цитаты)
А что такое – «большая наука»? Это, прежде всего, теоретические вопросы и классические ортодоксальные направления науки. На примере биологической науки можно сказать, это – ботаника, зоология, микробиология, генетика, физиология, биохимия, молекулярная биология и т.д. И поддерживающие эти ортодоксальные направления инфраструктуры представлены Государственным НИИ.
Каждый из этих НИИ представляли собой стратегический государственный объект и научное направление. Так было раньше. Когда начались реформы в науке, какая-та часть этих НИИ были приватизированы, поменялись их форма собственности и начался процесс раздробления науки на ТОО, АО, Холдинги и т.д. И некоторые стратегические научные проблемы и направления далее начали развиваться, так сказать – «в частном порядке».
Раздробленность науки приобрел системный характер и в управлении наукой, можно сказать и в самой научной политике страны. Сейчас в олимпе науки «восседают» три национальных академии наук – НАН РК, НАИН РК, НАЕН РК, десятки отраслевых общественных академий наук, Комитет Науки МОН РК, Департаменты наук в министерствах и ведомствах, Национальные научные советы, Центр Научно-технической экспертизы и т.д. и т.п.
Условно их можно было бы назвать «Монастырями науки». А каждый монастырь, как известно, со своим уставом.… А не многовато ли на 18 тысяч научных работников такая армада начальников, руководителей, контролирующих советников и консультантов? А еще, каждый из них со своим Уставом.
Поставленная Президентом страны стратегическая задача цифровизации страны – реальный шанс положить конец раздробленности науки Казахстана и выработке единой государственной научной политики страны. Необходимо только вдумчиво реализовать Программу «Цифровой Казахстан». Всегда встает вопрос – что делать? С чего начать?
Прежде всего, необходимо определить объем и глубину информации в отраслях, подлежащих цифровизации. Это требует активизации работ информационно-аналитических служб в отраслях и создание таких центров, где их нет.
Было бы весьма логичным и оправданным, проведение научно-методических форумов в отраслях по проблеме цифровизации. Например, «Основы цифровизации земельных ресурсов Казахстана» Комитетом управления земельными ресурсами МСХ РК или же «Цифровизация растительных ресурсов» Институтом ботаники и фитоинтродукции МОН РК и т.д. и т.п. Это – во-первых.
Во-вторых, для развития инфраструктуры науки и улучшения финансирования фундаментальной науки, выделенные финансы для реализации программы «Цифровой Казахстан» целесообразнее было бы отнести в ранг базового финансирования науки, согласно Закону РК «О науке».
В-третьих, цифровизация — общенациональная стратегическая задача, современная и актуальная. И принципиально важно ведение цифровизации на казахском государственном языке. Это проявление государственности в современных реалиях.
Давайте начнем с этого.