Именно перекошенная в пользу исполнительной власти политическая система является основным источником сегодняшних проблем Казахстана, и решить их без исправления этой системы просто невозможно- так считает «Ак жол». Публикуем заявлении партии
В частности, мы предлагают:
— Дать партии, победившей на парламентских выборах, право самостоятельно формировать персональный состав Правительства и вносить его на утверждение Президенту;
— Уйти от правительственной «цензуры» и дискриминации полномочий Парламента. Например, определить конкретную долю расходов бюджета (в пределах 1%) на прямое финансирование Парламентом наказов избирателей, имеющих общественное значение, не дожидаясь согласия чиновников.
— Наделить Парламент такой формой контроля за деятельностью должностных лиц, как парламентское расследование по фактам коррупции в высших эшелонах власти, гибели людей или нарушений гражданских прав и угроз конституционному строю.
Мы видим, что позиции Президента нередко ближе нашим предложениям, чем консерватизму чиновников.
Например, глава государства требует перейти «от «управления бюджетом» к «управлению результатами».
Демпартия «Ак жол» внесла поправку, где привязку к результатам предлагается обеспечить через утверждение Парламентом не только бюджета, но и программы действий Правительства, в которой должны утверждаться конкретные социально-экономические задачи. До 2007 г. такая норма была предусмотрена ст.7 Закона «О Правительстве», но затем её тихо убрали.
Восстановив эту норму, Парламент возложит на Правительство не только за отчётность за освоение бюджета, но и политическую ответственность за выполнение конкретных задач.
Считаю принципиальным поручение Президента о введении парламентского контроля за квазигосударственным сектором, пусть пока и в форме Национального доклада об управлении Фонда «Самрук-Казына».
Квазигоссектор финансируется из государства, формирует до 60% ВВП, но в то же время его прибыль расходуется закрыто от общества, т.е. Парламент видит лишь около половины финансовых потоков государства. Например, даже несмотря на поручение Президента в 2020 г. направить 100% прибыли нацкомпаний в бюджет, государство получило лишь 16%.
А потом чиновники говорят, что не хватает денег на субсидии сельского хозяйства, поддержку МСБ или на новые школы.
Демпартия «Ак жол» вносит поправки о переходе к расширенному бюджету, с включением в него не только Фонда «Самрук-Казына», но и холдинга «Байтерек», всех госфондов, компаний и СПК. Общество должно иметь полную картину о финансовых ресурсах государства и распоряжаться ими в интересах всей страны, а не узкого круга «приближенных» лиц.
Кроме того, Парламент будет видеть, какие гос.структуры действительно эффективны, а какие лучше отдать в рынок, расчистив поле для частного бизнеса и конкуренции.
Одной из острейших проблем государства стала монополизация не только экономики, но и политики.
Поэтому критически важной является инициатива Главы государства о том, что, цитирую: «В будущем в состав Правительства смогут войти представители не только политических сил, получивших большинство голосов избирателей, но и других парламентских партий».
Похожее предложение фракция «Ак жол» вносит сейчас и вносила с 2012 г., в законе «О парламентской оппозиции»; который был принят только через восемь лет по прямому поручению Касым-Жомарта Кемелевича, и даже тогда эту норму не пропустило Правительство.
Но дело в том, что в демократическом обществе любая правящая партия рано или поздно уступает власть. Это аксиома.
Поэтому нужно дать возможность партиям парламентского меньшинства готовить кадровый резерв и для этого направлять своих представителей в состав Правительства.
В августе, как я уже отметил, мы получили ответ Минюста «не принято» и на эту поправку. Интересно, что разработчик ответит теперь, после прямого поручения Президента?
Другой вопрос монополии в политике — могут ли акимы оставаться членами партии власти, если даже президент обязан из неё выйти. Мы же знаем, от какой партии все акимы областей и городов, и как они влияют на выборы.