Или о том, что депутаты заставили чиновников пересмотреть параметры по дорогам
Этот вопрос стал предметом рассмотрения на одном из заседаний постоянных комиссий облмаслихата. Чтобы его обсудить, были приглашены представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, которым ранее было отправлено письмо, где более подробно расписали свое видение в части повышения качества автомобильных дорог.
Чиновники министерства не особо разделили мнение костанайских депутатов, потому что по всем нормативам, существующим на сегодня, «при среднем ремонте производят периодическое восстановление слоя износа и ровности дорожных покрытий, а также исправление повреждений земляного полотна, водоотвода, искусственных, защитных, укрепительных, регуляционных и других дорожных сооружений. Работы по улучшению прочности дорожной одежды при среднем ремонте не производятся».
— Учитывая, что согласно «Рекомендации по назначению межремонтных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог, в том числе обстановки пути после строительства, реконструкции, капитального, среднего и текущего ремонта», утвержденной приказом председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК от 21 декабря 2018 года №131, после 1-го года эксплуатации объекта могут производиться работы по текущему ремонту, увеличение срока гарантийного периода считаем нецелесообразным, — говорится в официальном письме министерства. Это же подчеркнул в своем выступлении на совещании заместитель руководителя Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Бахтияр Жамбыл.
Но вместе с тем предложение депутатов облмаслихата в части проведения ведомственной экспертизы технической документации для среднего ремонта автомобильных дорог улиц населенных пунктов было услышано. И в данное время вносятся поправки в законодательство, они находятся на рассмотрении в Сенате Парламента Республики Казахстан.
— Мы считаем, что нужно решить и вопрос по определению объема имущественного ущерба, и он должен возмещаться подрядчиком, — сказал председатель постоянной комиссии облмаслихата Бауржан Тибеев.
Как оказывается, в действующей системе нормативно-технических документов отсутствуют нормы, регламентирующие объемы и границы результатов испытаний по проверке качества кернов. Есть параметры асфальтобетона, которые относятся к контрольным, в том числе и по параметрам, определяемым на основании отобранных кернов. Отбор кернов по 3 шт. на 1 км устанавливает необходимый минимальный объем кернов.
Вместе с тем на сегодняшний день есть ряд предложений.
Первое предложение. По несоответствию кернов коэффициенту остаточной пористости и водонасыщению. Отбирать пробы от места несоответствия с расстоянием 10-20 метров в обратном направлении и по направлению, после чего испытывают данные образцы. Если данный образец соответствует вышеперечисленным испытаниям, то площадь несоответствия фиксируется от крайних проб соответствующих образцов. В случае, если пробы не соответствуют, то также увеличивают протяженность на 10–20 метров от крайних несоответствующих проб и отбирают новые пробы для испытания, пока не зафиксируют площадь несоответствия.
Второе предложение. По несоответствию кернов коэффициенту уплотнения и водонасыщения. Для верхних слоев асфальтобетона или для слоев, которые еще не скрыты верхними слоями дорожной одежды, определить площадь неразрушающим методом. С помощью использования приборов для определения плотности и коэффициента уплотнения неразрушающим методом проводить испытания возле несоответствующей точки на каждой полосе, также от места несоответствия с расстоянием 10 метров по направлению и по обратному направлению. После чего определяют квадрат несоответствия по полосам, если в полосе не определены точки краев соответствия, то продолжают увеличивать протяженность по 10 метров, пока не определят края соответствия.
И третье — по несоответствию толщины слоя. Отбирать пробы кернов от места несоответствия по каждой полосе в обратном направлении и по направлению движения с расстоянием 10-20 метров до тех пор, пока не определят площадь несоответствия.
Насколько все эти изменения на руку подрядчикам, непонятно, ведь их, профессиональных и опытных, и так по пальцам можно пересчитать…
Аделина Токбаева