В чем кроются проблемы национального и религиозного шовинизма, рассказал пользователям zakon.kz эксперт, старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби, PhD докторант Елнар Берикбаев
— Проблемы религиозного экстремизма и терроризма, религиозного шовинизма кроются в людях, которые считают себя лучше других, — отметил эксперт. – Они говорят: «Одни мы правы, только мы спасемся, все остальные – заблудшие, будут гореть в аду». Между тем, религиозный шовинизм — это презрительное, враждебное отношение к представителям других религий. Суть идеологии религиозного шовинизма заключается в принципе «не такой, как я — чужой; чужой — враг».
Чтобы знать, как с этим бороться, как противостоять, необходимо знать и понимать, откуда идут психологические корни шовинизма.
— Каждый человек хочет гордиться собой и чувствовать свою значимость, но не все могут похвастаться впечатляющими достижениями или просто не замечают их, — комментирует религиовед. — Так, например, гордиться можно честной жизнью, образованием, профессией, тем что воспитали, подняли на ноги детей, смогли выучить иностранный язык, помогаете и поддерживаете близких и так далее.
Часто мы намеренно не замечаем своих успехов или сводим их к случайностям, обесцениваем. В таких случаях некоторые начинают гордиться тем, что от них никак не зависит. Мы не выбираем где и когда родиться, какой национальности и какого пола.
В национальной гордости нет ничего предрассудительного до тех пор, пока это не перерастает в негативное, или пренебрежительное отношение к другим национальностям.
Говоря об этом, Елнар Берикбаев подчеркнул, что предвзятое негативное отношение к представителям других национальностей и религий зачастую проявляется среди тех, у кого не было личного опыта общения с людьми, которых они теперь почему-то недолюбливают.
— Религиозный или национальный шовинизм также может развиться потому, что у кого-то был негативный опыт общения с одним человеком из этой группы и с тех пор он думает, что все люди в этой группе одинаковы, — говорит он. — Вылечивается подобное отношение к людям через расширение кругозора человека и образование. Только так человек поймет, что его отрицательное восприятие других основано на очень ограниченном опыте.
То же самое в отношении к религии и ее приверженцам. Многие ошибочно полагают, что первоисточники ислама приказывают убивать представителей других вероисповеданий и атеистов. Как религиовед, хочу вас заверить в том, что таких призывов в Коране нет. Обычно вербовщики любят вырывать из контекста отдельные аяты (структурная единица Корана, обычно понимаемая как стих) и придавать им иной смысл, зачастую противоположный. Делается это следующим образом: аяты, ниспосланные по конкретному поводу и ситуации, произвольно расширяются до всеобщности их применения вне связи с обстоятельствами их ниспослания, вне связи с временем и местом.
Правильное толкование Корана можно дать, только зная и контекст, и обстоятельства ниспослания суры (сура-одна из 114 глав Корана, сура состоит из аятов). Ваше мнение об определенной нации или религии гораздо больше расскажет о вас самих, чем об истинном характере реальных представителей этой национальности и вероисповедания.
При этом следует помнить об уголовной ответственности по статье 174 УК РК за разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни. Максимально наказание по данной статье — лишение свободы до двадцати лет.
Источник: zakon.kz