Реализатор – общественный фонд «Антарес А» из Восточно-Казахстанской области, выигравший в этом году более 22 млн. тенге на продвижение проекта, отмечает, что в нынешней техспецификации не учтены даже новые изменения в законодательстве
А это существенное упущение, которое приводит к тому, что проект реализуется, как показывает жизнь, только на бумаге. За буквами — хорошо сделанные отчеты. На деле – одни пустые слова…
Государство сегодня по-разному старается решать проблемы общества. О том, насколько актуальна проблема лиц, стоящих на учете в службе пробации, говорить не стоит. Их не берут на работу, многие освободившиеся не имеют даже крыши над головой. И вот тут как раз по идее должно на помощь приходить общество во взаимодействии с государством. Эта помощь и поддержка исходит из кабинетов Министерства информации и общественного развития, которео каждый год проводит конкурс на «Проведение комплекса мероприятий по реабилитации и адаптации лиц из числа молодежи, отбывших наказание». Разыгрывает эти гранты НАО «Центр поддержки гражданских инициатив». Практически постоянно данный грант выигрывает ОФ «Антарес А», что, конечно, наводит на интересные умозаключения. Так вот, на реализацию проекта на 2022 год было выделено более 22 млн тенге из расчета на комплексную работу в 14 областях и двух городах Казахстана. Сюда входит — организация юридических и психологических консультаций для лиц из числа молодежи, отбывших уголовное наказание, оказание социальной поддержки в трудоустройстве, предоставление консультаций по вопросам получения жилья, внедрение рекомендательного пособия по внедрению аналогичных проектов в других регионах.
Во всем этом есть одно большое «но»: заказчик не учел новые изменения в законодательстве, на что теперь акцентирует в своей работе председатель ОФ «Антарес А» Виктор Дак. На ознакомительной встрече в Костанайской области он сразу же признал, что «заказчик дал некорректно техническое задание, но теперь мы исходим только из него».
Напомним, согласно изменениям в законодательстве РК вопросы реабилитации и адаптации переданы из системы ДУИС в местные исполнительные органы, то есть, теперь экс-осужденные должны находиться на «попечительстве» Управления занятости и социальных программ. Но на этой самой ознакомительной встрече не было ни одного представителя местного исполнительного органа, членов ОНК, к которым больше всех обращаются осужденные, как отбывающие, так и освободившиеся из мест лишения свободы. ДУИС привел своих инспекторов, но у них уже по идее нет полномочий работать с освободившимся контингентом. Получается, что партнеры от государства в лице Центра занятости и Управления координации занятости и социальных программ пребывают в неведении, что ОФ «Антарес А» должен реализовывать проект в Костанайской области?
К слову, ознакомительные слушания прошли в формате междусобойчика, координатор проекта в Костанайской области на момент заседания не был определен, представители, владеющие ситуацией, тоже не приглашены. Зато в первую очередь были сделаны фотографии для отчетности.
— В чем будет заключаться работа по проекту в нашей области? Вы выиграли грант в апреле, но до сих пор нет ни одной информации в нашем регионе? — были заданы вопросы от ИА «ТоболИнфо».
— Сегодня встреча ознакомительная. Мы хотим назначить в вашей области координатора проекта. Наши услуги будут заключаться только в консультировании по юридическим и психологическим вопросам и только в онлайн формате, — парировал Дак.
Получается, более 22 млн тенге уйдет на онлайн-консультирование? И это при том, что на дворе уже середина июня, а адресов, куда обращаться за помощью нет? Если учесть, что сегодня в каждом регионе есть фонды и общественные организации, адвокатские конторы, которые дают эти консультации, то возникает много вопросов по эффективности освоения этих бюджетных денег. А деньги-то наши – налогоплательщиков.
— Мы сами понимаем, что нужно менять правила, даем предложения Центру гражданских инициатив, но они нас не слушают, — признался Дак.
И тут хочется обратиться за пояснениями к Центру гражданских инициатив: как так выходит, что почти каждый год выигрывает грант один и тот же фонд, так и оставшийся неузнаваемым для общественности. Хочется узнать, как выигрывает фонд, который в своем проекте даже не заикается о том, что изменилось законодательство и не предлагает в связи с этим новые мероприятия?
По идее сегодня деньги, выделенные на проект, должны быть перенаправлены на обучение представителей местных исполнительных органов, которые должны работать с осужденными. К сожалению, таких проектов в нашей стране немало, когда выделенные средства оборачиваются пустой и бессмысленной тратой. Фонды выигрывают на госзакупках, проводят для галочки несколько встреч, делают фото и сдают отчеты, тратя при этом огромные средства на перелеты, гостиницы и питание.
В данной истории получается, поставщик выиграл проект, видя, что он не соответствует нынешним реалиями, но умышленно об этом молчит и разводит руками, переводя стрелы на заказчика. Но где же гражданская позиция, где радение за получение результата не во имя бумаг, а во имя человека, который нуждается в помощи и порой не знает откуда ее получить. Почему нельзя выступить с рациональным предложением на эти деньги вместо консультаций провести обучение социальных служб, которым вменили новые обязанности по реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
При этом, можно проанализировать деятельность самого фонда в их же соцсетях, где видно, что они такие «ознакомительные» встречи без какой-либо конкретики проводят в каждом регионе. Спрашивается: есть ли смысл тратить бюджетные деньги на эти поездки, если они ничего не дают? Можно, исходя из логики председателя фонда, делать и их, как и консультации, в формате онлайн. Никто ничего от этого не потеряет.
Айдар ЗАНГЕР