Подтвержденные жалобы на качество оказания госуслуг являются показателем оценки деятельности акимата области
Однако это в большинстве случаев не делается. Об этом шел разговор на первом в текущем году заседании Межведомственной рабочей группы
по вопросам оказания государственных услуг.
В целом за 2022 год в Костанайской области отказано 3 705 услугополучателям, в период с 2020 года количество отказов снизилось в 3 раза (в 2020 году – 11 175, в 2021 году – 12 240).
— Однако, несмотря на положительную динамику, услугодатели не соблюдают требования пунктов 1 и 3 статьи 19-1 Закона «О государственных услугах», где указано, что при отказе в оказании государственной услуги услугодатель направляет услугополучателю ответ с указанием причин отказа, — отметила в своем выступлении главный специалист управления государственных услуг Департамента Махаббат Сырғабай.
В случае устранения услугополучателем причин отказа в оказании государственной услуги услугополучатель может обратиться повторно для его получения. Но чиновники лишают такой возможности. К примеру, отделом земельных отношений акимата города Костаная 15 ноября 2022 года по обращению физического лица отказано в оказании государственной услуги с указанием на несоответствие услугополучателя и предоставленных материалов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным пунктом 4 статьи 151 Земельного кодекса.
При этом в пункте 4 статьи 151 Земельного кодекса указаны общие обязанности участников землеустроительного процесса (соблюдать земельное законодательство, выполнять все работы с действующими инструкциями и методическими указаниями, нести ответственность за достоверность, качество и экологическую безопасность мероприятий, организовать финансирование работ, в течение одного месяца принять выполненные работы и т.д.).
— То есть отделом не указаны конкретные причины отказа в оказании государственной услуги. В этой связи услугополучатель не знает, какое несоответствие необходимо устранить для повторного обращения на получение государственной услуги, — отметила Сырғабай.
Все это приводит к снижению уровня удовлетворенности качеством оказания государственных услуг и росту жалоб, о чем свидетельствуют данные прошлого года. Их количество выросло до 21 против 13 в 2021 году.
Услугополучателями обжаловались вопросы некачественного оказания услуг – 13 (71%), необоснованного отказа в оказании государственных услуг – 7 (23%) и нарушения срока оказания услуги – 1 факт (6%).
Справочно: в рамках принятых нами мер услугополучателю Кужабаевой А.А. (обращение №ЖТ-К-90 от 04.04.2022) предоставлен земельный участок в Севастопольском сельском округе Сарыкольского района; в Житикаринском районе приведены в соответствие разрешительные документы ТОО «ЭПК Форфайт» (получены постановления о предоставлении земельных участков на заявленный ими срок).
Следует учесть, что подтвержденные жалобы на качество оказания госуслуг являются показателем оценки деятельности акимата области.
Также влияет на оценку оказание госуслуг при неполном пакете документов, в 2022 году количество нарушений по данному критерию увеличилось в 9 раз (2021 г. — 14, 2022 г. — 139).
Между тем количество нарушений путем истребования излишних документов, не предусмотренных НПА, снизилось в 13 раз (2021 г. — 13, 2022 г. — 0)
Несмотря на общее снижение количества нарушений, имеются услугодатели, систематически из года в год допускающие нарушения, последние 2 года это наблюдается в акиматах Денисовского, Камыстинского, Карасуского, Костанайского, Мендыкаринского районов, г.Костаная, управлениях сельского хозяйства и земельных отношений. Все они под пристальным контролем у Межведомственной рабочей группы по вопросам оказания государственных услуг.
Айдар Зангер