«Династия, правящая ныне в Персии, принадлежит к тюркскому племени каджаров, пришедшему сюда из Сирии вместе с Тимуром. Аббас Великий разделил это племя на три части: одну из них поселил в Гяндже, вторую — в Мерве, а третью — Астрабаде и его окрестностях… Дед Фатх-Али прибыл из Гянджи, со своей родины, искать счастья в Астрабад». И.О.Симонич, «Воспоминания полномочного министра».
Посвятим цикл статей Каджаридскому двору, правившему Ираном с 1795 по 1925 годы. Это наше азербайджанское тюркское государство было известно на Востоке под названием Мемлекети-Мехлуджи-Каджар.
Часть первая: Происхождение племени Каджар
Итак, начнем с главного, что же из себя представляет само азербайджанское тюркское племя «каджар» и откуда оно пришло? Как мы знаем, до сих пор остается спорной тема о его происхождении, одни источники твердят, что каджары потомки тюрко-монгольских племен, которые осели на Ближнем Востоке при Хулагуидах, другие же, напротив, указывают на огузо-туркоманский корень этих номадов, ибо, как известно, много огузских племен в поисках более безопасных пастбищ пришло в этот регион и во время Чингизидского нашествия. Мы попытаемся рассмотреть все версии происхождения столь воинственных кочевников и начнем с первой — «Джалаирской».
Азербайджанский ученый-просветитель, поэт и писатель, Аббас-Кули-ага Бакиханов (1794-1846) в своей книге «Гюлистан-и Ирам» в частности пишет:
«Каджары — это племя Джалаирских тюрок из числа тех 200 тысяч семейств, которые были переселены Хулагу-ханом (внуком Чингиз-хана) в Персию. В Ма’асири-и султанийе (истории Каджаров) сказано: Сартак — один из влиятельных людей этого племени, был наставником Аргун-хана и правителем Хорасана и Табаристана. Он имел сына по имени Каджар, от которого и пошло это племя. Часть каджаров некогда переселилась в Анатолию и Сирию. Эмир Теймур (Тамерлан) переселил 50 тысяч семейств каджаров в Кавказский край и поселил их в Эриване, Гандже и Карабаге, где они в течение времени еще более умножились. Многие из этих каджаров при сефевидских шахах были государственными деятелями и управляли Армениею и Ширваном. Это от них произошли эриванские и ганджинские ханы, из которых последние, по имени Зиядоглы, раньше были владыками земель от Худаферинского моста до деревни Шулавер, что выше Красного моста в Грузии…»
Российский источник «От Каспийского моря к Хормузскому проливу. Гв.арт.Шт.-Капитана Туманского. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. [65] (1896)» также указывает на то, что есть две основные версии относительно их происхождения, вот первая, где практически повторяются предыдущие слова от Бакиханова:
«О Каджарах существует разноречивые показания. По одним сведениям Каджары Персии ведут свое происхождение от Тюрок-Джелаиров. У Сартака был сын Каджар. Сартак владел пространством от Аму-Дарьи до Рея. Сына своего по приказанию Ильхана-Аба Каана (1265-1282) он поручил Атабеку Аргуну, который и воспитал его. Жили они на Гюргене. Там его поколение и разрослось. В царствование Газан Хана (Хасан 1295-1304) Каджар получил Туман-Тайджу. При Сефевидах, Шах-Аббас, опасаясь усиления этого племени, разделил его на отделения и расселил в разных местах».
Подполковник Колюбакин тоже отмечал их джалаирское происхождение, правда, по ошибке указывая их как туркмен: «Каджары, ветвь, когда-то знаменитого в истории этих стран туркменского племени джелаир».
Состав населения Персии по племенам и провинциям. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск 4, СПб, Военная типография, 1883. Секретно. Издание Военно-Ученого Комитета Главного Штаба.
Кстати, говоря уж о самих джалаирах, ученые разделены во мнении на счет их этногенеза, один ряд историков и этнографов считает их изначально тюркским, другой — монгольским племенем которое вскоре в большинстве своем тюркизировалось и вошло в состав казахов, узбеков, третьи на основе родовых названий племени твердят о том, что джалаиры изначально смесь тюрко-монгольских племен. Этот трайб сыграл роль в формировании нашего этноса тоже. Достаточно вспомнить одноименную династию Джалаиридов, правившую в Ираке и которая смогла с 1357 по 1368 годы захватить территории Мосула, Южного (Иранского) Азербайджана и Ширвана. Также они запомнились тем, что на территорию Ирака прибыло много тюркских племен, а сам Ахмед Джалаир был одним из первых поэтов, писавших на азербайджанском тюркском языке.
Вернемся к каджарам. Петрушевский считает чуть иначе, в своей работе «Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI начале XIX вв.» он пишет: «Племя каджар, согласно племенному преданию, переданному Абд-ар-реззаком Думбули, составилось в монгольский период благодаря объединению осколков трех племен — сулдуз, джелаир и тангут. Иными словами, если предание это в какой-либо степени достоверно, «племя» каджар сложилось из тюркизованных осколков двух монгольских и одного тибетского племени». То есть ученый-историк считал их за союз племен, смешавшихся друг с другом и влившихся в единый этнос.
Но попрошу вас обратить внимание на письмо родоначальника этой имперской династии в Иране — Ага Мухаммед хана Каджара бухарскому эмиру Шах Мураду (1795). Тут Ага-Мухаммед указывает на свое туранское, то есть тюркское, происхождение и отмечает, что его племя от рода Каджар-Нойона, ну, так же он благодарит Всевышнего, что огромными землями от России до Ирана, от Китая до территорий бывшей Византии правят потомки тюркских родов:
«Мир весь происходит от Адама и Евы, и если роду туранских государей прилично хвастаться славою и свойственно гордиться величием, то ведь и наша ветвь от того-же самого корня: род Каджар-Нойона не ниже Манкыта, — племя наше славное и достойное даже выше Салдуса, Джелаира и Узбека. Следует воздать хвалу Господу Мирохранителю, что владения Турана и Ирана, Визании и России, Чина и Мачина, Хатая, Хотана и Индостана он даровал великим домам турецким (читай: тюркским — авт.). Поэтому лучше, чтобы каждый довольствовался своими владениями, не ставил ног за назначенные границы, возвратился бы к своему наследственному тронному месту и «училищу» и не изощрялся бы в недружелюбии и безмерных притязаниях; тогда и мы в свою очередь удовольствуемся старинными пределами и границами Ирана и не пойдем за черту Оксуса…»
Тут я не в полне уверен в правоте слов Ага Мухаммеда, не исключаю тот факт, что указывая на свое династическое древо, восходящее по данным из «Тари-е Каджарийе» военачальнику аж самого Хулагу-хана, который его так щедро награждал, властелин сия государства желал как бы и документально показать легитимность своей власти, ведь сам Абд-ар-реззак Думбули был в первую очередь придворным летописцем и конечно выполнял заказ своего правителя.
Таких примеров в истории много, достаточно вспомнить Мехмеда Фатиха, который, завоевав Константинополь, пытался как-то облагородить свои гены, возводя свой род то к Нуху (Ною), то к Огуз хакану. Или же эмир Тимур, который старался породниться с домом Чингизидов, взял титул «Гураган», то есть ханский «зять», после брака с дочерью правителя Чагатайского Улуса Казан-хана — Сарай-мульк ханым. Также примером может служить дом Сефевидов, где в свое время Исмаил в официальной генеалогии приписал свое происхождение к седьмому шиитскому имаму Мусе Казиму, а шах Аббас в виду конкурирования с Османами и вовсе возводил свой род к ненавистному им, указанному мною чуть выше, Тамерлану, тому самому, который разгромил армию Баязета в Ангорской битве.
Илья Николаевич Березин в своей публикации «Путешествия по Северной Персии» в частности писал по этому поводу следующее: «Персидский историк Абдуррезак, желая придать особенный блеск племени Каджаров, выводит их от племени Джалаирского, известного в истории Монголов еще до Чингис Хана; он говорит: «между тюркскими племенами Каджары состояли из трех племен: Сулдусского, Тангкутского и Джалаирского. Т.е. которые были из Сулдусов в Иран не явились; те, которые были из Тангутов, сорок семейств, пристали к прочим монгольским племенам и исчезли между ними; те же, которые из Каджаров, сделались господами государства и могущества». Потом автор приплетает Каджаров к Чингис-Хану и все это совершенно баснословно». Но дальше Березин дает весьма спорное утверждение об их истинных корнях, которые, по его мнению, были кыпчакскими: «Племя Каджарское, родом из Туркестана, является на историческое поприще при Сафидах: вероятно, эти тюрки были выходцы из Кипчака, получившие по этому поводу прозвище «качар» — беглец».
Теперь вторая версия происхождения каджарского племени — «Огузо-Туркоманская». Вернемся к российскому источнику «От Каспийского моря к Хормузскому проливу. Гв.арт.Шт.-Капитана Туманского. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. [65] (1896)»:
«По другим сведениям Каджары — туркменский род, который жил около города Туркестана. Среди этого племени было пять братьев-предводителей, старший из них был Каджар-Хан, родоначальник племени Каджаров. Это племя было приведено Хулягу-Ханом (1258-1265) во время его нашествия в Персию. Оно первоначально поселилось в Сирии. Эмир-Тимур захотел вернуть их в их настоящую родину, но большая часть Каджаров не пожелала покидать Сирию и вернулись только немногие, принужденные силой. Затем большая часть Каджаров переселилась к Елизаветполю (Гендже). При Шах-Исмаиле Сефеви находился на службе Пир-Мохаммед-Каджар, при Аббасе I на шахской службе были Шах-Верди-Хан, Мохаммед-Хан и Шах-Кули-Хан, предок нынешней династии. Шах-Аббас для защиты северо-восточных провинций от вторжения туркмен, группы Саин-Хани послал Каджаров в Астрабад и Мерв. В Астрабаде действовал против туркмен упомянутый выше Шах Кули-Хан. У Шах Кули-Хана было двое сыновей: Невваб-Фетх-Али-Хан, от которого произошла ныне царствующая династия, и Фезл-Али-Ага, родоначальник нынешней Каджарской знати».
И в самом деле, историко-этнографические данные говорят о четырех родах каджаров: Агча-Коюнлу, Агчалу, Шам-Баяти и Йива. Название племен Баят и Йива знакомы нам как огузские, а вот «Агча-Коюнлу» может намекать на влияние Ак-Коюнлинского периода, когда каджары были под их властью.
В трудах Петрушевского, я имею в виду «Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI начале XIX вв.», мы находим подтверждения этого: «К концу XV — началу XVI в. в число кызылбашей влились новые тюркоязычные племена: части племен каджар (ахча-койюнлу каджар) и зулкадар, до того находившиеся в составе племен Ак-койюнлу». Или вот другое: «После того как войска шаха Аббаса I, вытеснив турецкие военные силы, снова оккупировали кавказскую Армению (между 1604 и 1606 годами), беглербегом ереванским был назначен прозванный за свою храбрость Сару-Аслан (аз. «желтый лев») Амиргунэ-хан из племени ахча-койюнлу каджар, т. е. из той ветви племени каджар, которая до шаха Измаила I находилась в составе туркменских племен Ак-койюнлу и вошла в состав кызылбашей только после разгрома державы Ак-койюнлу в 1502 году».
Некоторые западные источники, такие например как «The Cambridge history of Iran» (Volume 7: From Nadir shah to the Islamic Republic) не исключают вероятность того, что каджары принадлежали к Баятам, знатному огузскому племени, от которого впоследствии откололись.
Продолжение следует…
Самир Агаяров