Этот вопрос обсудили на заседании отраслевого Совета по вопросам АПК региональной Палаты предпринимателей
Владельцы элеваторов заявляют, что освободят максимум объемов, а представители КТЖ уже создают специальные бригады, которые будут курировать перевозку зерна, передает пресс-служба Палаты предпринимателей.
По данным управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области, в регионе действует 37 лицензированных элеваторов, которые загружены всего на 22%. На них хранится 672,8 тыс. тонн сельхозпродукции прошлых лет, из них 582,7 тыс. тонн пшеницы. Основная часть продукции, или 376,8 тыс. тонн, принадлежит АО «НК «Продкорпорация», остальное зерно — давальческое.
— Продкорпорация имеет заключенные контракты на отгрузку зерна, планируется, что к началу уборочных работ элеваторные емкости освободятся в максимальных объемах. В настоящее время отгружается зерно 5 класса птицефабрикам и мукомольным предприятиям. По информации руководителей хлебоприемных предприятий, на давальческое зерно у трейдеров тоже имеются контракты. Отгрузки зерна прошлого года также осуществляются, — рассказала руководитель отдела управления сельского хозяйства и земельных отношений Анастасия Кудрина.
Во время совещания фермеры интересовались, проверялись ли элеваторы перед началом уборки. Насколько они соответствуют всем требованиям? Специалист управления пояснила, что с 2018 года местные исполнительные органы исключены из комиссии по лицензированию, и областное ведомство ведет только количественно-качественный учет хранящихся культур.
— Сегодня мы сдаем зерно на элеваторы и не знаем, кто и как будет отвечать за его сохранность. Уже не раз мы поднимали вопрос о необходимости приведения в соответствие требований по ГОСТу: у Продкорпорации он один, у элеватора — другой. И как нам ориентироваться? Прошел год, как мы поднимаем это вопрос на разных уровнях, а решения нет. Мы уже готовы выходить на уборку, а правила игры непонятны, — отметила представитель Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Костанайской области Светлана Михайленко.
Согласен с коллегой и председатель отраслевого Совета по вопросам АПК Палаты предпринимателей Костанайской области, директор ТОО «Зуевка» Александр Бородин. Он считает, что в Казахстане должен действовать один ГОСТ: влажность зерна — 14%, натура — 780, клейковина — 23,5. А сегодня у каждой структуры свои нормы и правила. Аграрий добавил, что необходимо вносить поправки в Закон «О зерне», но об этом только твердят аграрии, а ответственные органы их не слышат.
Ассоциация сельхозтоваропроизводителей Костанайской области на раз обращалась с письмами и говорила в СМИ об этом, однако ответов не последовало.
Что касается перевозки зерна по железной дороге, то замдиректора по логистике филиала ТОО «КТЖ — Грузовые Перевозки» Канат Алшоразов пояснил, что уже создан головной и региональные оперативные штабы, организовывается круглосуточная работа.
— Мы выделили четыре дополнительных маневровых локомотива на крупных узловых станциях. Дополнительно увеличен штат составительских бригад, работников приемо-сдаточных операций. Мы уже сейчас идем на расходы, чтобы не сорвать перевозку. Все наши подразделения полностью готовы. Но анализ прошлых лет показал имеющиеся системные проблемы: подъездные пути не готовы, а отправители и получатели грузов не торопятся организовать круглосуточную работу, в том числе в выходные и праздничные дни, хотя в таком режиме работает КТЖ, — сообщил спикер.
Поднял Алшоразов и проблему завышенных планов по количеству вагонов, которые подают грузоотправители с подстраховкой. Тем самым идет большой поток порожних вагонов, погрузки нет, и начинается перепродажа вагонов, получается ожидание в 15-20 дней, что сказывается на всей инфраструктуре, и специалисты КТЖ не могут своевременно подать или убрать вагоны.
В рамках отраслевого совета принято решение вновь направить соответствующие предложения в МСХ РК, а также в НПП «Атамекен».