Мади Раимов – человек, для которого жизнь вокруг служит почвой, откуда взрастают его литературные произведения. Он увлекается историей, много путешествует и досконально изучает то, о чем собирается писать. Пишет на русском языке, хотя прекрасно знает и родной казахский.
Есть ли сегодня современная казахская литература и что ему не нравится в родной стране? Об этом наша беседа.
– Со мной ругаются многие, что я не на казахском языке, а на русском пишу. Постоянно слышу: «Қазақша сөйле!». Я тут же начинаю спрашивать, а можете назвать пять книг, которые вы прочитали или двух современных авторов за 30 лет. В ответ молчание. Задаю вопрос: «Почему вы не читаете?». И слышу в ответ: «Времени нет».
Понимаете, у нас, мне кажется, примитивизм населения в том, что он только бравирует знанием языка. Ну, а дальше-то надо развиваться. Вот такая ситуация была у меня. Пришел к спонсору одному попросить деньги на издание книги. Он фермер. И он говорит: «Что, книга на русском? Я не люблю русских». Зато покупает российское оборудование.
Если вы так русских не любите – почему грузовики немецкие не покупаете или шведское оборудование, а приобретаете российское? Какое-то двоякое отношение.
Главное – не потерять страну
– Мади, не могу не согласиться с вами, что, как правило, люди, гордящиеся знанием казахского языка, малообразованны. Но при этом они считают, что могут всем читать мораль, указывать, что делать. Откуда такое снобистское отношение?
– Легче хвастаться тем, что ты не сделал. Например, батырами, которые, возможно, на самом деле, твои предки. Но что ты сам делаешь, как славу предков умножаешь? Ответов на эти вопросы нет. Еще мне «нравится», когда заявляют, дескать, русские нас колонизировали. Хорошо, но мы уже 30 лет живем в независимом государстве. А что создано за это время? Есть ли у нас производство, мощная армия? Мне стыдно сейчас такое говорить, но все же скажу. Долгое время занимался организацией КВН и ездил с командой в российские города. И однажды на перегоне железнодорожном обратил внимание и на сами поезда, и на проводников. Стыдно было так, что я до сих пор помню. У россиян форма проводников загляденье, поезда чистые. У нас же проводники были похожи на бомжей, а вагоны… 10 лет прошло, а помню те свои ощущения до сих пор.
– Но давайте вернемся к вашим словам о чтении книг. Получается, что нацпаты в большинстве своем книг не читают и малообразованны?
– Нет, они очень образованные, они манипуляторы.
– Кого вы имеете в виду? Те нацпаты, которые на виду, даже не читали многих классиков казахской литературы.
– Знаете, лет 15 назад книгу прочитал о ХАМАСе. Ее написал сын одного из руководителей этого движения. Так вот, он работал 10 лет на разведку Израиля, и для него стало шоком открытие, что бородачами руководят интеллигентные в очках люди.
– Вы хотите сказать, что и нашими нацпатами руководят «яйцеголовые», предпочитающие находиться в тени?
– Именно так. И происходит это потому, что существует вакуум. За 30 лет независимости у нас образовалось много изъянов, начиная от разбитых дорог до низких пособий многодетным семьям при призыве улучшать демографическую ситуацию. Накопившуюся ненависть из-за этих изъянов надо на кого-то излить. Придумали перевести стрелки на Россию, колониальное прошлое, якобы для защиты государственно языка. Это же грамотный пиар-ход, манипуляция общественным мнением. Но кукловоды не понимают, что они выпускают джинна, и в конечном итоге это может обернуться против них самих. Сейчас главное – не потерять государственную независимость, территориальную целостность. Сегодняшний мир стремительно меняется, и в такой ситуации раздроблять народ по признаку, знает казахский язык или не знает, смерти подобно.
О моральных авторитетах
– Мади, в наши дни много говорят о движении «Алаш Орда». Но при этом не упоминают имен многих из них. Например, те, кто рисует нам образ просвещенных казахов, выступавших ровно сто лет назад якобы за свободу и независимость народа, старательно обходят молчанием имена Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Биляла Сулеева. Не связано ли это с тем, что они, как и многие другие, поддержали большевиков? И ведь историческая правда оказалась на их стороне. Да и для народа Сейфуллин и Сулеев сделали столько, сколько и сегодня многие не могут совершить. Например, создали и открыли институты, в том числе, педагогический в Семипалатинске.
– Вы знаете, когда мне так говорят: «Почему ты не за Алаш Орду?», то мне всегда хочется ответить: «Народ же не пошел за них». И тому есть причины. Прежде всего, у них не было четкой позиции ни по государственной независимости, ни о том, как строить страну. Лично я благодарен российскому историку Виктору Козодою, который недавно отдал в печать свою книгу об Алихане Букейханове. Виктор Иванович открыл глаза мне на многие «белые пятна» в нашей истории. Приятно, что ученые из других стран больше знают о нашей истории, чем мы сами. Кстати, в Азербайджане мне говорили, что о некоторых событиях я обладаю большей информацией, чем многие азербайджанцы.
– А как поменять ситуацию?
– Глубоко убежден, что история, знание истории должны входить в нашу жизнь даже на бытовом уровне. Не так давно я предложил акиму Актобе оформить остановки общественного транспорта. Например, размещать там фото ребенка и матери с вопросом: «Ты когда с мамой последний раз разговаривал?». Естественно, нужно там публиковать цитаты наших писателей с указанием произведения.
– А я соглашусь с вами, что такой прием сработает. Ведь у казахов акыны, писатели всегда были моральными авторитетами. И подобные примеры могут сыграть свою роль в воспитании. Писатели остались моральными авторитетами в наше время?
– К сожалению, нет, потому что им выживать надо, семью кормить, кредиты платить. Сегодня стало модным, что какой-то агашка издает книги о себе, любимом, или своих родных. И он нанимает за умеренную плату писателя, чтобы тот создал такую книгу. Писатель соглашается на такие предложения, потому что так может выиграть время для собственного творчества.
Секта или объединение единомышленников?
– Вы сейчас затронули тему образования и просвещения. На своей странице в Facebook как раз этим занимаетесь. Вы много пишете о литературе, о тех книгах, которые вы прочитали сами. О писателях, которые вас затронули. Но самое главное – вы знакомите друзей с казахскими писателями. Это сознательный такой выбор? Почему?
– Просто ситуация такая. Раньше же разнарядка существовала – популяризация писателей, их творчества. Сегодня этим никто не занимается. А среди них немало интересных, талантливых людей есть. Поэтому я начал сейчас специально изучать труды казахских авторов и знакомить с ними людей в Facebook. Почему-то мы знаем, например, Ремарка, Хемингуэя, но практически никого из казахских писателей, кроме Ильяса Есенберлина и Мухтара Ауэзова, не читали. Никто ничего не знает.
Лично я удивляюсь тому, почему ныне живущие титаны не занимаются развитием литературы. А ведь даже секта есть.
– Вы о Союзе писателей?
– Да, я этот союз сектой называю. Есть люди, которые являются членами этого союза. Но я не вижу, чтобы в книжном магазине продавались и покупались их книги. Сейчас рынок определяет: покупать, будут твою книгу или не покупать.
– Получается, что у нас нет писателей, которых бы читали? Или вы можете назвать кого-то, кто затронул бы сердца наших современников?
– Сразу назову Данияра Сугралинова. Считаю его сильным писателем, нашедшим свою нишу. К слову, он учился в России, и знает изнутри книжный рынок русскоязычного читателя. Лилию Калаус интересно читать. Запомнились «Гунны» Аскара Умиралиева. Возможно, не все у него соответствует историческим данным, но зато он пробуждает интерес к истории вообще. И на этом, пожалуй, все. И не могу не сказать о Герольде Бельгере. Чем больше читаю его книги, тем больше нахожу ответов на многие вопросы и пищу для размышлений. Вот почему бы не пропагандировать и молодых писателей, и всех других, кого я сегодня называл?