Лёгкий доступ к деньгам
По словам Омарова, за время пандемии из-за всеобщего перехода в цифровой мир увеличилось число онлайн-мошенников – тех, кто оформляет займы в банках на незнакомых людей. «Мы знаем случаи, когда людей обманывают. Крупные случаи, которые мы фиксировали, в основном относятся к кредитному шопингу. Например, в 2015 году один субъект в течение двух дней взял порядка 15 кредитов на общую сумму $500 тыс. У него не было ничего в собствености – он брал максимальные суммы кредита без залога и одновременно подал заявки во все банки и микрофинасовые организации», — рассказывает Руслан.
Тогда и появилась потребность создать новый продукт, продолжает CEO «Первого кредитного бюро». «В момент обращения клиента в банк к нам поступает от банков информация о кредитной заявке. Что это значит? Когда я иду в банк А, то сюда приходится информация, что гражданин Омаров подал заявку на кредит в таком-то регионе. Но если банк Б вдруг получит информацию, что я уже обращался сегодня за кредитом, то нам поступит сигнал – что здесь что-то не так», — детализирует он. Руслан отмечает, что в ПКБ не способствуют поиску мошенников, однако помогают потерпевшим понять, как двигаться дальше, как можно решить проблему и что делать, чтобы не попасться снова.
В середине этого года казахстанские СМИ написали об одном из самых громких случаев кредитного мошенничества. С февраля по июнь 2020 года 27-летний житель Костаная обманным путем оформлял онлайн-кредиты в микрокредитной организации. Сумма займов составляла от 30 до 50 тыс. тенге. Для получения личных данных граждан мошенник использовал разные способы. Изначально под различными предлогами мужчина брал копии удостоверений личности своих знакомых и друзей. Далее использовал социальную сеть «ВКонтакте», где в объявлениях о найденных документах находил личные данные, подавал объявление на сайтах о трудоустройстве и требовал у кандидатов на должность фото и удостоверение личности. Остальное дело техники – имея все данные, очень легко получить подобные займы.
Коммерческий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии Валерий Зубанов объясняет: попасться на удочку мошенников может абсолютно каждый, даже продвинутый пользователь. «В первую очередь пользователь должен с большим подозрением и осторожностью относится к звонкам от сотрудников якобы финансовых учреждений. В большинстве случаев мошенники представляются именно ими. Кроме того, ни в коем случае нельзя передавать «сотрудникам банков» никакой информации о платежных картах: PIN, SVV-код и смс-сообщения. Еще один важный момент – сделать ревизию своим паролям. Нельзя использовать тот же пароль везде», — детализирует он.
Сколько казахстанцев страдают от интернет-мошенников? Что нужно делать, чтобы на тебя не повесили чужой кредит?
Источник:Forbes