Или о том, куда на самом деле уходит дизтопливо, выделенное для продажи сельхозтоваропроизводителям по меньшей цене.
Ежегодно государство выделяет льготное топливо для крестьян. По документам в стране поддерживают тех, кто работает на земле и производит хлеб, и об этом трубят министры, правительство и т.д. Например, в этом году на Костанайскую область выделена 71 тыс. тонн дизтоплива, что, согласно рассчетам, достаточно для обеспечения им всех крестьянских хозяйств, а их в нашей области более 3000.
Поставку удешевленного ГСМ в прошлом году осуществляли «Мунай онимдери», «Эталон», «KST Trade», «Иволга»… В этом году поставщики пока не определены.
Но как выяснилось, все это происходит красиво на бумаге и громко на словах, на деле же складывается не очень лицеприятная картина.
В редакцию информационного агентства «ТоболИнфо» обратился Жандос Калдыбаев. Он владелец крестьянского хозяйства в Акмолинской области, но дизтопливо закупает в Костанайской области. Он попадает в список тех, кому государство дает льготы для выкупа ГСМ. Но, как говорит крестьянин, он его может не получить. Почему?
Итак, объем ГСМ выделяет Министерство сельского хозяйства через Министерство энергетики. На Костанайскую область в этом году предусмотрена 71 тыс. тонн дизтоплива по удешевленной цене. К участию в программе допускаются только те операторы, которые могут позволить себе выкупить ГСМ за собственные средства, а уже потом по утвержденной цене продают его сельхозникам. В этом году систему получения топлива перевели в электронный формат – вместо привычных талонов теперь предпринимателям просто нужно будет зарегистрироваться на портале QOLDAU.KZ. Однако сразу после распределения всего топлива по крупным трейдерам операторы уже сами диктуют условия, продают продукт по своим правилам. Им уже никто не хозяин. А бедный крестьянин оказывается в его ловушке.
— Период выкупа — март, апрель, май (для весенних работ). За это время нужно выкупить определенный объем. На это нужна очень большая сумма, — объясняет Жандос Калдыбаев. — Хозяйство получает договор от поставщика, несет его в банк, получает кредит, проходит 60-70 дней, пока одобрят кредит и перечислят деньги. Но когда крестьянин идет к оператору, тот его разворачивает — мол, извините, солярку мы уже продали, тот лимит, который нам акимат выделил, уже разошелся. И все наши усилия, как говорится, коту под хвост.
Этот факт подтвердили и в ГУ «Управление сельского хозяйства акимата Костанайской области»: договор с операторами имеет очень короткий срок действия – всего 10 дней. И это инициатива трейдера.
В одном из предприятий-операторов, которое участвует в этой госпрограмме с самого ее основания, нам пояснили — срок в 10 рабочих дней вполне реальный, его определили потому, что в короткие сроки необходимо реализовать большое количество льготного ГСМ.
— Мы сами имеем сжатые сроки для того, чтобы выкупить топливо по программе — 4-7 дней, — объясняет директор «Мунай Онимдери» Сергей Захлюпанный. — К тому же, 10 рабочих дней вполне достаточно, чтобы найти средства на дизтопливо. Те крестьянские хозяйства, которые реально работают, находят деньги заранее. Мы получаем дизтопливо частями, его нужно где-то хранить, поэтому чем скорее его реализуем, тем лучше. Остатков у нас никогда не бывает, все это контролируется управлением сельского хозяйства.
А что имеем в остатке? На программе, призванной поддерживать крестьян, наживаются трейдеры ГСМ. Потому что при всем желании крестьянину не удастся успеть оформить все документы в короткие сроки.
Более того, по словам Калдыбаева, частные крупные трейдеры злоупотребляют своими правами, дают хозяйствам лишь около 50% от полученных от государства объемов, остальную часть реализуют через свои АЗС по обычной цене. После окончания полевых работ, 31 мая, большие компании пишут письмо в акимат, что в связи с окончанием работ прекращают реализацию и просят больше не направлять к ним КХ, т. е. не претендовать на удешевленный продукт. Соответственно, все те, кто поздно получил деньги, бегают по маленьким операторам, а это Рудный, Лисаковск и т. д., просят о том, чтобы выделили хоть какой-то лимит по удешевленной цене. А там сельхозпредприниматели уходить в убыток.
— Самое страшное, что на трейдеров, которые реализуюте удешевленное топливо сложно повлиять, так как через суд ничего не докажешь, ведь изначально топливо выкупается ими за собственные средства, — сетует Жандос Калдыбаев.
Так куда на самом деле деваются ГСМ, которые выделены государством для помощи бизнесу? И почему сельхозники вынуждены нести многомиллионные убытки, чтобы трейдеры могли под видом участия в госпрограмме лично обогатиться?
Решение проблемы сельхозтоваропроизводители видят только в повышении сознательности руководителей трейдеров, ведь законным путем повлиять на их работу практически невозможно.
— Акимат не может контролировать реализацию продукции после распределения между операторами, — комментирует руководитель отдела механизации ГУ «Управление сельского хозяйства акимата Костанайской области» Алмат Абенов. – Объем дизтоплива, на который может претендовать каждый крестьянин, рассчитывается исходя из посевной площади. Поэтому продукта, выделенного государством, должно хватать на все КХ.
Изначально программа рассчитана на то, чтобы удешевленные ГСМ дошли до крестьянина. Но они не доходят, потому что отведены считанные дни трейдером для заявки. При этом государство терпит убытки, оно же выдает ГСМ по низкой цене, которое, как видим, до крестьянина не доходит. Значит, кто-то обогащается на этом? Может быть, не надо выделять такого количества ГСМ. Очень хочется, чтобы прокуратура или независимые мониторинговые группы обратили внимание на эту ситуацию . Крестьяне, как мы знаем, не любят обращаться в прокуратуру, потому что, как признаются, не верят в справедливость…
Но ведь интересы государства в этом случае тоже страдают.
Чья вина в таком положении дел, с уверенностью сказать сложно. Аким области следует цели государственной программы — поддерживает сельхозтоваропроизводителей, однако в каком-то звене этой цепочки, по которой удешевленное дизтопливо доходит до предпринимателя, все же есть недочеты. Что это — намеренные коммерческие «проделки» трейдеров или случайные недочеты заместителей?
По данной проблеме остается много вопросов. Что нужно изменить, чтобы в плюсе были сельхозпроизводители? Возможно, стоит включить в число поставщиков не только крупных операторов, чтобы у крестьян был выбор и продажа удешевленного дизтоплива была более прозрачной? Наши корреспонденты продолжат вести собственное расследование этой темы, так как тема сельского хозяйства в нашем регионе очень актуальна и важна.
Информационным агентством «ТоболИнфо» направлен запрос в прокуратуру для дальнейшего мониторинга ситуации с распределением ГСМ в Костанайской области.
Алина СУШКО