Тема разницы между качеством образования казахскоязычных и русскоязычных школ в стране стала предметом полемики на страницах отечественных СМИ, передает Caravan.kz
К примеру, полгода назад русскоязычное издание Qmonitor, основываясь на официальных статистических данных, сообщило, что «доля учащихся казахских классов снижается, а русских – растет», после чего авторами этого же СМИ была опубликована статья «Почему казахи стали чаще отдавать своих детей в русские классы?».
Недавно этим же вопросом задалось теперь уже казахскоязычное интернет-издание «Қамшы». Авторы СМИ разместили большую статью «Баласын орыс мектебіне беретін қазақтар неге көбейіп жатыр?» — «Почему увеличивается число казахов, отдающих своих детей в русские школы?».
И, как отмечают авторы того же QMonitor, сама публикация может быть расценена как заочная полемика с ними же, как альтернативный взгляд на тенденцию, о которой идет речь, и на ее причины. В роли экспертов в публикации казахскоязычного издания выступают школьные педагоги, ученый, бывший руководитель столичного управления развития языков, общественные деятели.
Учитель алматинской школы-лицея №146 Жанбыгуль Адилханкызы сетует по поводу того, что ее внук ходит в русскую школу, и винит в этом свою невестку: «Она русскоязычная, и все дома говорят по-русски (молодые живут отдельно)».
«Но возникает резонный вопрос: как педагог, много лет работающая в казахской школе и вроде бы душой болеющая за родной язык, воспитывала собственного сына, если он, женившись, стал разговаривать в своей семье по-русски и подчинился воле жены? Ведь в традиционной казахской семье решающее слово в подобных случаях принадлежит мужчине. Выходит, Жанбыгуль Адилханкызы с мужем сами что-то упустили, когда растили сына, а теперь ищут крайних?» — задаются вопросом авторы QMonitor.
Затем Адилханкызы говорит: «Поскольку я сама являюсь педагогом, то знаю, что по качеству знаний, получаемых учащимися, казахские школы давно опережают русские. И утверждение, что родители отдают детей в русские классы потому, что там уровень образования выше, — это не больше чем оправдание».
Далее авторы русскоязычного издания приводят данные по Алматы: среднее количество баллов, набранных учащимися казахских и русских классов, составило: читательская грамотность – соответственно 384 и 468, математическая – 426 и 473, естественно-научная – 397 и 467.
«Если учесть, что, согласно методике PISA, разница в 30 баллов равнозначна одному году обучения, то несложно подсчитать, сколь велико отставание учащихся казахских классов. Но, похоже, школьные педагоги результатами подобных исследований не интересуются. Кстати, тут следует предъявить претензии и к руководству МОН: какой смысл участвовать в международных исследованиях, проводить тестирование, готовить обстоятельные отчеты, тратить на все это большие деньги, если их результаты потом не доводятся до учителей, тех, от кого и зависит уровень знаний школьников?» — продолжают вопрошать авторы QMonitor.
Другой опрошенный эксперт – президент Академии педагогических наук Казахстана профессор Аскарбек Кусаинов – на итоги PISA ссылается, но акцентирует внимание не на показателях наших школьников, а на другом. По его словам, лидерство таких стран, как Япония, Южная Корея, Финляндия, Канада, Сингапур, Гонконг, Тайвань, в школьном образовании объясняется тем, что там серьезное внимание уделяют национально-духовному воспитанию учащихся. После чего ученый от педагогики делает далеко идущий вывод: если казахские дети будут обучаться на родном языке, то это откроет широкие перспективы в плане получения ими духовно-гуманистического воспитания и соответственно повысится качество образования.
Занимательную идею, по мнению журналистов, предложил общественный активист Руслан Тусипбеков. Он считает, что государство должно финансировать только школы с казахским языком обучения. Правда, он допускает, что на первых порах можно сделать исключение для русских детей (о том, как поступить с корейцами, уйгурами, узбеками и т.д., активист не говорит), но в эти русские школы нельзя принимать казахов, считает Тусипбеков. А если кто-то из представителей титульного этноса хочет дать своему ребенку образование на «великом и могучем» или на каком-то другом языке, то пусть, мол, отправляется в частную школу.
«Словом, вынесенный в заголовок статьи на сайте «Қамшы» вопрос «Баласын орыс мектебіне беретін қазақтар неге көбейіп жатыр?», по большому счету, так и остался без ответа», — резюмируют авторы QMonitor.
Источник: Караван