Получив относительно хороший урожай зерновых в текущем году, казахстанские аграрии сработали «по нулям», оставшись без прибыли. Причина этому — рост цен на ГСМ и запчасти, низкая цена на зерно, а также серьезные проблемы по организации перевозки зерна внутри страны и отгрузки за рубеж. Эти факторы серьёзно снижают конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции, тормозят развитие отрасли и подрывают продовольственную безопасность страны. Такое мнение в депутатском запросе на имя министра сельского хозяйства РК Аскара Мырзахметова 16 ноября выразила группа казахстанских сенаторов.
По мнению группы депутатов Сената (Ж. Нургалиев, Р. Акимов, Б. Еламанов, М. Жумагазиев, А. Мусаханов, Д. Мусин, А. Нуралиев), сложившаяся в аграрном секторе страны ситуация требует срочного проведения детального анализа отрасли и пересмотра большинства правил выделения бюджетных средств, ежегодно направляемых на поддержку развития сельского хозяйства страны. Также они считают необходимым создать систему контроля за эффективностью вложений и установить ответственность государственных органов за достижение конечного результата, передает собкор ИА «Казах-Зерно».
«В противном случае, при сохранении действующей в агропромышленном комплексе ситуации, мы просто зря потратим государственные средства, не получив в ближайшее время конкурентоспособной продукции сельского хозяйства, не достигнув желаемого вклада сельского хозяйства в ВВП государства, не повысив экспортный потенциал отрасли и не решив вопроса укрепления продовольственной безопасности страны», — отметили сенаторы.
Начать работу по приведению отрасли в порядок они предложили с ответов главы аграрного ведомства страны Аскара Мырзахметова на вопросы депутатов на заседании Сената.
А вопросов у сенаторов немало. Большинство из них касаются огромных финансовых средств, которыми госбюджет регулярно накачивает отрасль – но которые не ведут к ожидаемой отдаче.
«По данным министерства сельского хозяйства РК, только в 2017 году объем помощи АПК составил в целом почти 260 млрд тенге. Вместе с тем, мы до сих пор не видим ощутимых результатов от субсидирования сельского хозяйства. Отечественный АПК обеспечивает всего лишь 4,7% ВВП, тогда как в начале 90-х годов эта доля была более четверти ВВП. На сегодня и производительность труда в данном секторе остается в числе самых низких, порядка 1,5 млн. тенге на 1-го работника (или 4,5 тыс. долл. США.) Также проблемой остаются низкая продуктивность животных, низкая урожайность основных культур растениеводства и крайне невысокий уровень использования современных агротехнологий», — отметили депутаты в своем запросе.
Эффективность использования бюджетных средств вызывает у сенаторов большие сомнения. В частности, они обратили внимание на реализуемую с 2013 года программу субсидирования процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам, которая была запущена с целью финансового оздоровления субъектов АПК. Только в текущем году по этому направлению выделено 30,5 млрд тенге, а в 2018 году планируется направить еще 15,1 млрд тенге. В тоже время, депутаты обращают внимание на данные Национального Банка, согласно которым на 1 января 2017 года из 713 млрд тенге кредитов в сельском хозяйстве порядка 49 % относятся к сомнительным и безнадежным.
«То есть, программа финансового оздоровления в сельском хозяйстве не оказывает существенного влияния на снижение количества сомнительных и безнадёжных кредитов в этом секторе экономики», — резюмируют сенаторы.
Обратили сенаторы внимание и на то, насколько непоследовательны попытки реформирования. Программы сменяют друг друга, ничего принципиально не меняя. Зато – обходятся государству в гигантские суммы.
«В начале текущего года мы начали реализацию очередной, уже третьей (!), госпрограммы развития АПК. Тогда как действовавшие до этого две программы, на 2013 — 2020 годы и на 2010-2014 годы, досрочно прекращали свое существование, так и не достигнув поставленных задач и целевых результатов», — отмечают депутаты и напоминают о тех проблемах, которые не решаются годами: основную долю в производстве продукции растениеводства все еще занимает пшеница, несмотря на необходимость диверсификации. При этом, уменьшается экспорт муки — да и в целом, переработка сельхозпродукции остается недостаточно развитой. Крестьяне не соблюдают научно-обоснованные севообороты, система семеноводства не получает достаточного развития, а уровень технической и технологической оснащенности сельского хозяйства остаётся низким.
При этом, перемены следуют только в одной сфере — системе субсидирования. Аграрное ведомство с калейдоскопической скоростью меняет правила и порядок оказания господдержки, не давая сельхозтоваропроизводителям отработать по одним правилам игры хоть сколько-нибудь продолжительный период.
«Неожиданные для бизнеса кардинальные изменения не дают возможность планировать производство на долгосрочный период. Ведь логика подсказывает, что такие важные условия поддержки сельского хозяйства, как правила субсидирования в сфере АПК, можно было бы закрепить на три-пять лет, чтобы дать возможность сельхотоваропроизводителям спокойно планировать свою деятельность. Дать длинные кредиты под низкий процент в животноводстве и на приобретение современной сельхозтехники техники», — отмечают сенаторы, при этом указывая на то, что сам процесс распределения субсидии на местах нередко способствует созданию коррупционного поля.
Последствия коррумпированности системы распределения субсидий также очевидны сенаторам: при распределении денег по регионам не учитывается их сельскохозяйственный потенциал и специфика регионального развития. В результате, есть проекты, получившие щедрое инвестиционное субсидирование, но так и не вышедшие на запланированные проектные мощности, либо вообще не введенные в эксплуатацию.