Урановая промышленность Казахстана и «Средний коридор» объединяются. Астана делает большую ставку на «Средний коридор» как на путь доступа к международному энергетическому рынку без участия России
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТК), широко известный как «Средний коридор», становится ядерным — буквально. Казахстанская национальная атомная компания «Казатомпром» объявила в декабре о поставках природного урана в Канаду. Поскольку российские порты и транспортные пути находятся под санкциями из-за войны на Украине, Казахстан ищет альтернативные пути выхода на международные рынки. Таким образом, Астана делает ставку на Средний коридор с началом войны. Недавняя поставка урана не первая и, вероятно, не последняя.
Географический маршрут «Коридора»
Казатомпром не уточняет, сколько урана было доставлено и будут ли в ближайшее время поставки по Среднему коридору. Тем не менее, маршрут, которым следовал уран, был обнародован: «к 26 октября 2022 года часть груза, принадлежащая КАП, достигла порта Поти [Грузия] и ожидала прибытия дополнительных материалов от СП «Инкай». Зафрахтованное судно с материалами обеих компаний в конце концов прибыло в «канадский порт».
В казахстанской компании отметили, что это не первая поставка материала с использованием ТИТР. Производитель урана использует «ТИТР в качестве альтернативного маршрута доставки материалов Казатомпрома западным клиентам с 2018 года, помогая снизить риски, которые присутствуют при использовании основного маршрута через Санкт-Петербург». Поскольку война в Украине продолжается, мы можем ожидать, что Казатомпром будет использовать Средний коридор для будущих поставок.
История отношений с Канадой
Как ни странно, у Казахстана и Канады в целом теплые отношения, связанные с ураном. Например, 25 ноября состоялось пятое юбилейное заседание Казахстанско-Канадского делового совета. Ержан Муканов, генеральный директор АО «НАК «Казатомпром», отметил: «Казатомпром и [канадская] Cameco имели честь выступать в качестве сопредседателей этой двусторонней диалоговой площадки. Наши компании связывает многолетнее плодотворное сотрудничество, которое началось с создания совместного предприятия «Инкай» в 1996 году».
Инкай, совместное предприятие канадской Cameco и Казатомпрома, добывает уран методом подземного выщелачивания на месторождении Инкай в Туркестане, Южный Казахстан. Вообще на эту центральноазиатскую страну приходится около 12 процентов мировых запасов урана. Более того, это крупнейший производитель урана, производящий в 2021 году наибольшую долю урана на рудниках (45 процентов мировых поставок) с 21 819 тоннами урана.
Поиски новых маршрутов
TITR — это альянс компаний Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции со штаб-квартирой в Анкаре. После войны на Украине европейские и другие потребители искали коридор для доступа к жизненно важным ресурсам, особенно энергии, на Кавказе и в Центральной Азии в обход России. Координационный комитет по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута был создан в 2014 году, но с началом войны коридор приобрел международное значение. Например, в начале января Казахстан использовал Коридор для отправки в Турцию 20 вагонов с чечевицей.
В ноябре министры иностранных дел и транспорта стран «четверки» встретились в Актау и подписали «Дорожную карту» на 2022-2027 годы, «направленную на повышение эффективности Транскаспийского международного транспортного маршрута, а также одновременное устранение узких мест вдоль весь маршрут». Узкие места являются серьезной проблемой, которая влияет на то, сколько груза может пройти по коридору. «В недавнем интервью Гайдар Абдикеримов, генеральный секретарь ассоциации TITR, назвал ограничения в инфраструктуре Азербайджана и Грузии главным «узким местом» маршрута», — пишет известная журналистка Джоанна Лиллис. (Армения не является членом ТИТР из-за известных трений с Азербайджаном и Турцией).
Выбор Казахстана
Астана делает большую ставку на Средний коридор как на путь доступа к международному энергетическому рынку (экспорт энергии и добычи полезных ископаемых является краеугольным камнем экономики страны) и повышения своего международного имиджа. Стратегия сработала, поскольку европейские правительства и компании регулярно привлекают Астану для обсуждения коридора. Например, 15 июня посольство Казахстана в Бельгии организовало круглый стол на тему: «Транзитно-транспортное сотрудничество между Казахстаном и Европейским Союзом: перспективы развития Среднего коридора». Участвовало около 150 участников из 18 стран.
Помимо порта Актау, Астана стремится улучшить сегменты транспортной инфраструктуры по всей стране. Эта стратегия включает в себя безбумажные перевозки железнодорожных грузов, чтобы повысить скорость и сократить бюрократию.
Ставка на «Коридор» окупается
Переброска урана «Казатомпрома» по Среднему коридору из Казахстана в Грузию, а затем в Канаду не является чем-то новым. Однако это становится очень актуальным, учитывая войну на Украине. Если конфликт продолжится, а он, вероятно, продолжится, ТИТР может стать предпочтительным транспортным маршрутом Казатомпрома, а не альтернативой. Что касается Казахстана, то ставка на коридор, по-видимому, окупается, учитывая растущее количество товаров, проходящих через ТИТР на европейские рынки.
Однако, как признало даже руководство ТИТР, в узлах коридора есть узкие места. Таким образом, в то время как Астана планирует улучшить транспортную инфраструктуру на своей территории, особенно в отношении порта Актау и железных дорог, необходимо сделать больше для улучшения сообщения между другими государствами TITR. Для того чтобы Средний коридор полностью реализовал свой потенциал, лидерство необходимо для сохранения импульса и достижения более тесного сотрудничества, и Астана может многое выиграть, взяв на себя ведущую роль.
Автор: Уайлдер Алехандро Санчес, президент консалтинговой фирмы Second Floor Strategies в Вашингтоне, округ Колумбия. Аналитик, отслеживающий вопросы обороны, геополитики и торговли в Западном полушарии, Восточной Европе и Центральной Азии.
Источник: The Diplomat