Стартовавшая в Казахстане в 2009 году очередная модернизация системы социального обеспечения вобрала в себя, как нам тогда заявлялось, лучшие образчики имеющегося мирового опыта
Сегодня эта «большая перестройка»вступает в свою решающую фазу, которая, по задумке авторов реформы, поможет окончательно сформировать национальную модель социальных гарантий. Однако уже сейчас можно с прискорбием констатировать – на финише этого социального эксперимента мы получим совсем не то, что во всем мире называют социальным государством.
Почему-то наши чиновники и депутаты убеждены, что в среде тех, кому необходима государственная поддержка, царят иждивенческие настроения. То и дело можно услышать высказывания, смысл которых сводится к тому, что, мол, хватит кормить народ рыбой, пришла пора дать каждому нуждающемуся в руки удочку, дабы он сам «вылавливал» для себя социальные блага под чутким руководством более опытных «рыбаков» в лице социальных служб. Бесспорно, в таком подходе есть своя логика, но пока гораздо большими иждивенцами выглядят сами чиновники с их запредельными окладами и зачастую нулевым КПД.
Для примера возьмем, скажем, размеры окладов глав регионов, которые совсем чуть-чуть не дотягивают до двух миллионов тенге в месяц. А ведь еще совсем недавно акимы областей и мегаполисов «перебивались» с хлеба на воду, пытаясь выжить на зарплату в 800–900 тысяч тенге. Думается, уточнять, на сколько процентов выросли их официальные доходы, не стоит – как говорится, не будем дразнить гусей. При этом доходы простых казахстанцев растут в основном только на бумаге – все остальное съедает инфляция. Да и слово «растут» применимо здесь с большой натяжкой…
Согласно исследованию, проведенному компанией HeadHunter, только 39% опрошенных респондентов сообщили о росте своих доходов, у 45% казахстанцев они остались на прежнем уровне, а еще у 16% и вовсе сократились.
А уж если доходы казахстанцев перевести в доллары и сравнить с заработными платами за прошлые годы, то этот так называемый рост и вовсе получится со знаком минус. Как недавно подсчитали журналисты «Крусива», в текущем году зарплаты казахстанцев в долларах вернулись к уровню 2015 года. Как говорится, без комментариев.
Вот и думай: то ли выданные «удочки» оказались бракованными, то ли «рыбку» мы ловим не в тех заповедных местах, где обычно «рыбачат» наши более удачливые реформаторы…
Что касается социально уязвимых слоев населения, то здесь картина выглядит и вовсе удручающе. И хотя после серии трагедий, связанных с гибелью детей, государственная поддержка сконцентрировалась на многодетных семьях – им повысили пособия, предоставили льготную ипотеку, по факту эта самая социальная справедливость получилась какой-то корявой. На предоставленную ипотеку они могут себе позволить купить разве что «однушку», а с социальным жильем – и вовсе частенько «пролетают».
Так, недавняя проверка Счетного комитета, проведенная им в Атырауской области, выявила, что в регионе почти два года не распределяли 160 из 173 квартир, предназначенных для малоимущих многодетных семей. С пособиями дела обстоят примерно так же – их хватает только на то, чтобы не протянуть ноги от голода.
Как показал анализ Центра исследований прикладной экономики, дети из многодетных семей едят меньше мяса и овощей, чем дети из семей среднестатистических. В частности, ребенок из многодетной семьи потребляет за год мяса и мясопродуктов на 28 килограммов меньше, чем единственный ребенок в семье, на 17 килограммов меньше молока и молочных продуктов и в среднем на 3 и 6 килограммов меньше овощей и фруктов.
По другим категориям граждан складывается аналогичная ситуация. Взять, например, выплату отчислений из Государственного фонда социального страхования, кошелек которого, кстати, формируют сами казахстанцы. Помнится, нам всем пафосно заявляли о росте размеров выплат. И да – на первый взгляд они действительно выросли. Но если сравнить их с предыдущими данными и спроецировать полученный результат на текущую ситуацию, то получаются чистые слезы.
В прошлом году средняя выплата по потере кормильца составляла 25 274 тенге, по потере трудоспособности – 24 920 тенге, по потере работы – 43 577 тенге, по уходу за ребенком – 32 тысячи тенге, по беременности и родам – 498 732 тенге. В этом году эти выплаты составляют 27 241 тенге, 26 630 тенге, 45 934 тенге, 32 346 тенге и 547 260 тенге соответственно. Получается, что за исключением получателей выплат по беременности и родам остальные обогатились максимум на десяток лепешек.
Несколько лет назад один известный экономист доказывал, что наше государство не просто можно, а нужно считать социальным, поскольку половина расходов республиканского и местных бюджетов направлена на финансирование таких социальных программ, как пенсионное обеспечение, социальная поддержка малообеспеченных семей, здравоохранение и образование. А так как любую социальную программу государство поддерживает и развивает по мере роста макроэкономических показателей, то получается, что при росте экономики на 5% в год социальные расходы вырастут ровно на столько же плюс корректировка на инфляцию. Мол, большего государство нам дать в принципе не может.
Возможно, так и есть. Тогда почему на некоторые категории граждан это правило не распространяется? Возьмем, скажем, тех же глав регионов, депутатов и, допустим, руководящий состав нацкомпаний – их доходы явно не ограничиваются процентным ростом экономики. Может, так происходит потому, что социальное государство эти люди все-таки построили, но, правда, исключительно для себя?
Источник:Spik.kz