Казахстану необходимо повышать транспортную связанность с европейскими странами, а для этого надо последовательно улучшать условия транзита
Санкционное противостояние привело к разрыву традиционных транспортно-логистических цепочек. Учитывая, что транспортно-логистическая отрасль в казахстанской экономике играет значимую роль, необходимо активизировать взаимодействие с другими регионами в этом направлении. Сегодня в рамках развития Транскаспийского коридора, который должен стать альтернативой КТК, Казахстан активизирует сотрудничество с Грузией.
Умная коллаборация
По словам Левана Сулаберидзе, председателя Комитета логистики и транспорта «Казахстанско-грузинского экономического объединения», Грузия сейчас нацелена на развитие портовой инфраструктуры на Черном море. Сотрудничество с ней поможет Казахстану в развитии экспорта и импорта. Об этом он высказался на логистическом форуме New silk way.
Как всем известно, у Казахстана есть несколько транзитных коридоров для выхода на мировой рынок. Но для развития торговли и многих отраслей экономики ему нужен неограниченный доступ к современному глубоководному незамерзающему порту, который позволит торговать с соседями,
сказал Сулаберидзе.
— В данном случае я, конечно же, подразумеваю порты Грузии. Для достижения этих целей нам нужна надежная и конкурентоспособная в ценовом отношении логистика из Казахстана до грузинских портов и современная портовая инфраструктура, отвечающая требованиям современного трейдинга.
Как уже официально задекларировано, Казахстан будет развивать сеть терминалов в Иране, Азербайджане, Турции и Грузии. Что касается Транскаспийского коридора, страны-участницы Азербайджан и Грузия не являются торговыми конкурентами Казахстана в сегментах угля, пшеницы и других разных сыпучих грузов. Нет каких-либо предпосылок ограничений транзита или торговли в каком-либо виде. Эти государства, напротив, заинтересованы в увеличении транзитных потоков. Именно в Грузии, а конкретно в Поти, можно получить полноценный доступ к современному глубоководному незамерзающему порту, который планируется построить.
Новый коридор
— Разработана стратегия создания торговой площадки для казахстанского экспорта и импорта, которая базируется на строительстве новой инфраструктуры для этой цели. Новый терминал будет обслуживать нужды Казахстана, стран Кавказа и Центральной Азии.
Авторы проекта также планируют принять меры по улучшению наземной логистики Казахстана и Центральной Азии путем инвестиций в инфраструктуру и внедрения новых технологических решений. Мы думаем, что это удешевит и ускорит перевозки грузов из Казахстана в Центральную Азию.
Этот проект предоставляет новые возможности для роста казахстанского экспорта и развития спотового рынка казахстанских трейдеров. В то же время он даст возможность импортировать любые грузы без ограничений в объеме или сезонности.
Для Казахстана откроется еще один дополнительный коридор на мировой рынок, который не входит в противоречие с уже существующими транспортными коридорами. И он значительно увеличит конкурентоспособность казахстанской экономики,
рассказывает он.
По словам Сулаберидзе, с точки зрения технических характеристик это будет причал до 400 метров и глубиной 14,5 метра с возможностью обслуживания судов грузоподъемностью до 60 тысяч тонн. Единовременное хранение для зерновых — от 100 до 150 тысяч тонн, для угля и разных руд — от 200 до 250 тысяч тонн. Кроме того, планируется построить специализированные хранилища для сахара-сырца, сои, соевого шрота и других грузов, а также собственную железнодорожную станцию с возможностью отстоя большого количества вагонов, что весьма значительно.
Проблемы и решения
— В отношении грузинской железной дороги я часто слышу упреки и претензии касательно накапливания разных видов грузов в Поти.
Но корень зла кроется в неразвитой портовой инфраструктуре. У существующего порта есть возможность перегружать эти грузы, но исходя из специфики самого порта, есть определенные нюансы — сегодня там невозможно накапливать большие объемы груза
В результате они копятся за пределами порта. Причиной определенных заторов являются маленькие терминалы, которые могут принять одновременно максимум 8-10 вагонов, — говорит эксперт.
Возведение нового порта, как он отмечает, позволит Казахстану и другим странам отправлять свои товары на больших кораблях в любой регион мира без каких-либо ограничений, а суммарные затраты до конечного пункта назначения будут меньше, чем при использовании портов альтернативных коридоров.
— Что касается зерновых и масличных, у Казахстана появится возможность увеличить их производство без опасений проблем сбыта, так как он будет иметь неограниченный доступ на мировой рынок. Я очень много общаюсь с производителями и трейдерами в Казахстане.
И в этом они увидели перспективу выхода казахстанских производителей на мировые рынки, которые сейчас недоступны для казахстанского трейдинга — Юго-восточную Азию, Африку и Средиземноморье
Также у казахстанских экспортеров будет возможность складировать любые грузы в любых размерах в порту Поти. Таким образом, у Казахстана появится своя торговая площадка на Черном море. В то же время значительно улучшатся условия и для казахстанских импортеров. Свободный доступ к большим мировым рынкам будет способствовать росту производства в различных отраслях и казахстанской экономики в целом, — заключает Леван Сулаберидзе.
Источник: globalnews.kz