В стране принята программа управления водными ресурсами, постоянно вносятся поправки в соответствующее законодательство, но проблема нехватки воды лишь обостряется
Проклятье трансграничных рек
В середине июля министр экологии Магзум Мирзагалиев заявил, что пока Казахстану еще хватает воды, но ситуация может ухудшиться. Угрозы озвучиваются далеко не в первый раз, но правительство до сих пор не выработало эффективной стратегии.
«На сегодняшний день ситуация водообеспечения пока ещё удовлетворяет требованиям отраслей экономики и населения, однако можно выделить следующие основные особенности», — сказал министр.
По его словам, это, прежде всего, прогнозируемое снижение водообеспечения страны в средне- и долгосрочном периоде вследствие падения речного стока и роста водопотребления. В связи с этим перед Казахстаном стоит задача по сохранению водного баланса на уровне 90-100 кубометров за счёт увеличения дополнительных поверхностных водных ресурсов к 2030 году. Для решения проблемы понадобится строительство новых ирригационных систем, модернизация и реконструкция водохозяйственной инфраструктуры, цифровизация отрасли водоснабжения.
Следующая проблема, судя по неуверенным пояснениям министра, может не решиться в ближайшем будущем, а в перспективе оставит Казахстан без воды. Дело в том, что семь из восьми водных бассейнов – трансграничные.
«Вследствие чего Казахстан в значительной степени зависит от водохозяйственной политики сопредельных стран: Китая, Кыргызстана, Узбекистана и Российской Федерации», — пояснил Мирзагалиев. Межправительственные соглашения по вододелению у Казахстана есть с Кыргызстаном, Узбекистаном и Россией, а вот с Китаем деление водных ресурсов пока никак не регулируется. С КНР наша страна пытается договориться очень давно, но поскольку у китайцев в руках все козыри, процесс продвигается сложно.
«Работа над соглашением начата с 2015 года. Переговоры непростые. Но хочу особо подчеркнуть, что Китай не ведёт переговоры по вододелению ни с одной приграничной страной. Казахстан является первой и единственной страной, с которой КНР ведёт переговоры», — сказал министр.
Напомним, что из 24 трансграничных рек, протекающих через территории Китая и Казахстана, наиболее значимыми являются Иртыш и Или, основной водосток которых на 70% формируется на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР. Китайские проекты по забору воды в бассейне этих двух рек считаются основной причиной сокращения их стока, что оказывает негативное воздействие на промышленность, сельское хозяйство и экологию значительной части Казахстана.
На территории КНР в бассейне Или построено около 130 гидросооружений и 13 водохранилищ. Сегодня Казахстан для своих нужд использует из реки Или около 2,5 км³ воды в год, в то время как Китай потребляет свыше 15 км³, что составляет около трети общего стока. И эта цифра в ближайшие годы будет расти, так как КНР наращивает хозяйственные мощности.
Значительное увеличение забора воды из Или ставит под угрозу озеро Балхаш. Специалисты указывают, что за последние 15 лет сток реки в озеро снизился практически на треть – с 17,8 км³ в год до 12,7 км³. За последние 50 лет площадь озера сократилась почти на 2000 км². Некоторые эксперты прогнозируют, что озеро может исчезнуть, как Аральское море.
Однако Магзум Мирзагалиев по китайскому вопросу заявил лишь то, что благодаря настойчивости казахстанских экспертов, в 2019 году удалось достичь договорённости с КНР «по комплексному рассмотрению прав сторон на водные ресурсы и сохранению экосистем трансграничных водных объектов».
Также, отметил министр, в последние годы особую обеспокоенность вызывает экологическое состояние реки Жайык (Урал), связанное с уменьшением её водности.
«85% стока реки формируется на территории Российской Федерации. В 2019 году зафиксирован исторический минимум объёма стока реки – 3,5 кубокилометра, что в три раза ниже среднего многолетнего значения. В этой связи в целях сохранения экосистемы бассейна в 2020 году была подписана казахстанско-российская совместная программа, в рамках которой был утверждён перечень приоритетных мероприятий», — сообщил глава ведомства.
Еще одна «черная дыра» водообеспечения Казахстана, в которую утекают миллиарды и невосполнимые ресурсы – это устаревшая инфраструктура и связанные с этим огромные потери воды. В частности, в сельском хозяйстве потери доходят до 45%. «Для их сокращения требуется ремонт каналов и внедрение автоматизированного управления водными ресурсами», — пояснил Мирзагалиев. По данным правительства, более 65% всей воды страны потребляет сельское хозяйство, ещё порядка 20-25% – промышленность и лишь 5% уходят на хозяйственно-питьевые нужды населения.
Из прочего управлять водой мешает несовершенный механизм тарифообразования, недостаток инвестиций в инфраструктуру. Также Магзум Мирзагалиев отметил несовершенство институциональной системы и нехватку квалифицированных кадров. Зато у Минэкологии в планах очередное совершенствование Водного кодекса. По данным министра, за 17 лет применения существующего кодекса изменения и дополнения вносились 62 раза, в среднем более трёх раз за год.
Не надо «умной воды», дайте чистую
Повторимся, что указанные вопросы поднимаются далеко не впервые. Зимой прошлого года в Казахстане утвердили концепцию программы управления водными ресурсами на 10 лет. Правительству ее преподнес комитет по водным ресурсам. Разработчики считают, что реализация программы позволит обеспечить потребности населения, а также сохранит и восстановит водные объекты страны до уровня комфортного проживания.
«Настоящая концепция станет нашим ответом дефициту воды. Предлагается развитие по десяти основным направлениям. Необходимо будет исследовать и создать рынок воды, провести ряд институциональных изменений и обновления правовой базы, ввести механизмы ГЧП по реализации водных проектов, исследовать и возможно реализовать ряд глобальных национальных проектов», — так презентовал документ теперь уже бывший председатель комитета по водным ресурсам министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Арман Турлубек.
По данным ведомства, к 2040 году в Казахстане может возникнуть острый дефицит воды.
В 2019 году объём речного стока Казахстана составлял 101 км3. В комитете прогнозируют, что к 2030 году этот показатель может снизиться до 72 км3. Для сравнения, в 60-х годах прошлого столетия речной сток страны составлял 120 км3.
Кроме того, к 2040 году ожидается рост водопотребления в Казахстане на 56%. Программа управления водными ресурсами на 2020-2030 годы направлена на сохранение к 2030 году водного баланса на уровне 100 кубических километров. Это, по мнению разработчиков, произойдет за счет увеличения дополнительных поверхностных водных ресурсов.
Программа будет включать 10 основных направлений. Это международное сотрудничество, обновление правовой базы, институциональное реформирование, модернизация и реконструкция водохозяйственной инфраструктуры, изучение международного передового опыта по созданию рынка воды, цифровизация водного хозяйства, внедрение проекта Smart Water, экологически оптимальное использование водных ресурсов, подготовка специалистов водной отрасли с современными навыками и реализация важных национальных водных проектов.
При перечислении маркеров светлого водного будущего сразу возникают сомнения. Законодательная база, по словам главы Минэкологии, до сих пор нуждается в реформах. Международное сотрудничество не продвинулось дальше взаимных реверансов, причем шансы повлиять или даже надавить на КНР и Россию, для Казахстана равны практически нулю. Разбазаривание воды в коммунальных сетях и сельском хозяйстве продолжается, о чем говорил в 2021 году сам глава ведомства. То есть за год с лишним ничего не изменилось.
Отдельно хочется сказать о всяческих проектах «умной воды». В последние годы в Казахстане сложилась верная примета: если в названии госпрограммы употребляется слово «smart» — жди огромных бюджетных затрат с отсутствующим результатом. Здесь вам не Израиль, где действительно по-умному орошают каждый кустик с помощью чуть ли не космических технологий. Здесь «рожают» заоблачные концепты, выбивают под них средства, а потом не остается ни средств, ни воды, ни тех, кто понесет ответственность.
Давайте вспомним, что по данным прошлого года, 2,5 миллиона казахстанцев по-прежнему не имеют доступа к чистой питьевой воде. Это при том, что на программы «Ак булак» и «Питьевая вода» потратили более триллиона тенге. СМИ называли десятки примеров, собранных по всей стране, когда выделенные миллиарды попросту утекали в землю, села и города так и не получали обещанную воду.
В 2019 году тогдашний спикер Сената Дарига Назарбаева сравнила госпрограмму по обеспечению населения питьевой водой с Бермудским треугольником. Она задалась вопросом, почему в Казахстане, несмотря на выделение огромных бюджетных средств, многие населённые пункты не имеют питьевую воду. Как отмечали правоохранители, в сфере обеспечения водными ресурсами заведены сотни уголовных дел.
Новая нацкомпания – чего мелочиться?
Разработчики новой программы управления водными ресурсами сразу приступили к делу с размахом. В комитете сообщили, что износ водных каналов составляет порядка 60-80%. В ремонте нуждаются 19 тыс км труб, а при использовании изношенной инфраструктуры потери воды составляют 36%, при норме 15-18%.
Для борьбы с нарушениями комитет по водным ресурсам предлагает реорганизовать РГК «Казводхоз» в национальную компанию «ҚазақСУ» и придать ей статус национального оператора управления водными ресурсами. Отметим, что на балансе «Казводхоза» числится 4 703 водохозяйственных и гидромелиоративных объекта. Среди них: 87 водохранилищ; 88 гидроузлов; 36 плотин; 97 насосных станций; 24 головных сооружения; 3 202 канала.
Напомним, что в 2019 году президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал указ о введении моратория на создание объектов квазигосударственного сектора. Однако есть ряд исключений, когда создание нацкомпании возможно. По мнению разработчиков, это именно их случай. В министерстве экологии полагают, что трансформация «Казводхоза» в нацкомпанию значительно снизит нагрузку на республиканский бюджет. «ҚазақСУ» может стать заказчиком и координатором различных инвестиционных проектов.
Также предлагается реорганизовать РГП «Нуринский групповой водопровод» в национальную компанию «ҚазақСУ Арнасы», а ГУ «Казагромелиоводхоз» в АО «Центр изучения водных проблем». Развернуться есть где: по данным Министерства экологии, в Казахстане насчитывается 5 886 водохозяйственных сооружений. Большинство из них находятся в республиканской и коммунальной собственности.
«Для достижения данных целей на период с 2020 по 2025 годы из республиканского бюджета планируется направить 172,3 млрд тенге. В результате реализации госпрограммы водой будет обеспечено 105 сёл и улучшено водоснабжение в 351 населённом пункте и шести городах», — утверждают в министерстве.
Из выделенных 172,3 млрд тенге 25,5 млрд уже предусмотрены в бюджетах на ближайшие годы. В 2020 году – 8,4 млрд тенге; в 2021 году – 10,7 млрд тенге; в 2022 году – 6,4 млрд. тенге.
Мы проиграем войну за воду
Пока правительство лоббирует создание очередного квазигосударственного монстра, чья эффективность уже даже не взывает вопросов, ситуация продолжает накаляться. В этом году эксперты вновь прогнозируют, что обострение водной проблемы может привести к конфликтам в Центральной Азии. В приложении к нашей стране в пристальном внимании нуждается юг Казахстана, где уже сейчас наблюдается избыток населения и нехватка водных ресурсов.
Между тем, по отзывам независимых экспертов, Казахстан с 2001 года проигрывает КНР в переговорах по поводу трансграничных рек. По некоторым данным, с нашей стороны в прениях участвуют часто меняющиеся чиновники, иногда совершенно чуждые водной тематике, тогда как китайская сторона выступает единым монолитом из опытнейших функционеров, имеющих поддержку множества научных институтов.
В Казахстане же качество подготовки кадров в сфере использования природных ресурсов находится на катастрофическом уровне. Положение осложняет и коррупция. В частности, можно ли задаваться вопросом, отчего концепции комитета по водным ресурсам не вызывают доверия и горячего одобрения?
Помимо вышесказанного, многим хорошо памятна история, случившаяся в 2019 году,
когда глава комитета по водным ресурсам (относившегося в то время к министерству сельского хозяйства) Ислам Абишев был заподозрен в получении взятки путем вымогательства.
Вместе с сообщником глава комитета вымогал свыше 60 млн тенге у представителя подрядной организации за заключение договора государственных закупок по приобретению услуг «Реконструкция Соколовского группового водопровода и строительство разводящих сетей сельских населенных пунктов с подключением, вторая очередь» на сумму 5,8 млрд тенге.
Как сообщили в Антикоре, в отношении сотрудников комитета по водным ресурсам, курирующим работу упомянутого выше «Казводхоза», были заведены десятки уголовных дел. Сам же Абишев в 2020 году был осужден на пять лет, а в июле 2021 года вышел на свободу по УДО.
Весьма сложно полагаться на изобретения наследников столь впечатляющего радетеля за природные ресурсы. Учитывая, что пока Казахстан выдает сомнительные прожекты, а наши соседи ускоренно осваивают трансграничные реки, мы проигрываем кабинетные войны за воду уже сейчас.
Источник: turanpress.kz