Образ Сююмбике знаком каждому жителю современного Татарстана с детства. Маленькие девочки, будущие хранительницы домашнего очага хотят быть похожими на нее, а мальчики видят в ней идеал женской красоты, внутреннюю гармонию и непоколебимую преданность родному народу. С ее именем связано немало легенд, каждая из которых показывает характер последней царицы Казанского ханства с новой стороны, открывая иные границы ее преданности и любви.
Открывшаяся в Национальной художественной галерее «Хазинэ» выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения», приуроченная ко Дню Республики Татарстан из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и произведений живописи художников Татарстана, позволит открыть для себя легендарный образ Сююмбике в новом ракурсе, увидеть ее глазами художников, на миг перенестись в Казанское ханство 1535-51 годов, «воочию» увидеть, как Иван Грозный пленял столицу, какими сильными и стойкими были казанские защитники и как красивы и утончены были их супруги.
Дата рождения царицы доподлинно неизвестна, по некоторым сведениям она родилась около 1516 года. Сююмбике – дочь Ногайского хана Юсуф бея, праправнучка основателя Ногайской Орды Идегея. В ханской Казани она жила в 1535 – 1551 годы. Судьба царицы стала символом золотого века исторического прошлого татарского народа. Ее образ овеян символикой, легендами, мифами и преданиями, с ним связаны представления об истинной красоте татарской женщины, о материнстве и любви к Отечеству.
— Образ царицы Сююмбике не только на картинках, он в душе нашего народа, — обратился к собравшимся на открытии выставки Разиль Валеев, председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. – Он везде почитаем. В любой татарской семье знают и почитают Сююмбике. Ее знают по всем миру, и каждый тюркский народ почитает ее как свою. Дух царицы, ее образ неисчерпаем. Она не просто умница и красавица, Сююмбике – символ татарского народа.
О том, что образ казанской царицы известен по всему миру, сказал и Турхан Дилмач, Генеральный консул Республики Турция в Казани. В своем обращении к гостям выставки он отметил, что бесчисленное множество стихотворных и рукотворных памятников посвящено последней царице Казанского ханства.
В народе из поколения в поколение передается легенда о последней казанской царице. Жила в Казани красавица — царица Сююмбике. Она была так хороша собой, что если выходила на балкон, то месяц старался спрятаться за тучи, а днем даже солнце тускнело перед ее красотой. Дошли вести о ее необычайной красоте до Ивана Грозного, и послал он гонцов с предложением руки и сердца. Но гордая царица его отвергла.
В гневе он собрал огромное войско и двинулся против Казани, желая покорить красавицу силой, и когда весь город был окружен русскими войсками, царица Сююмбике, видя бесполезность дальнейшего сопротивления, поставила Ивану Грозному условие: она выйдет замуж, если он сможет за семь дней построить самую высокую в городе башню.
Иван Грозный согласился, собрал всех строителей и под страхом смертной казни повелел им исполнить приказание. Прошел первый день — построили первый ярус, во второй — второй. К концу седьмого дня закончили все строительство. Начали свадебный пир. Сююмбике попросила позволения посмотреть на родной город с высоты башни. Царь не мог ей отказать в этом невинном желании. Поднялась она на верхнюю площадку, попрощалась со своим народом и бросилась вниз на острые камни. Так гласит легенда, которую расскажет вам любой житель Казани.
На самом деле судьба царицы гораздо трагичней, чем описывают легенды. Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, она была выдана замуж за казанского хана Джанали. Она успела прожить с ним всего 2 года, как во время переворота мужа убили, и Сююмбике стала пятой женой Сафа-Гирея, который был намного старше ее. Прожив с ним 14 лет, Сююмбике овдовела вновь.
Ханом провозгласили малолетнего сына Сююмбике — Утямыш-Гирея. Фактической же правительницей стала Сююмбике. Время ее правления — это тяжелые годы последних лет царства. В результате дворцового переворота царицу вместе с сыном выдали московскому царю. По свидетельству современников, царица наотрез отказалась принять христианскую религию, ее разлучили с сыном и отдали в жены Касимовскому хану Шах-Али. Сын ее был крещен под именем Александр и в возрасте 20 лет скончался.