Ребенку пришлось проделать этот путь и адаптироваться в новом городе
На первый взгляд, 9-летняя София Ольсен (имена героев в связи с их безопасность изменены — прим. ред.) — самая обычная девочка, которая ничем не отличается от своих ровесников. Как другие дети, она ходит в школу, любит играть в догонялки и «Roblox» и не любит делать домашние задания.
«София, пошли гулять!», — зовут девочки со двора, и она, захлопнув книжку, сразу бежит на улицу. Гулять ей нравится куда больше, чем читать — тут она тоже не слишком отличается от других детей. Девочка не любит играть только в одну игру — в войну. Когда мальчишки-одноклассники начинают делиться на две команды — своих и врагов, ее часто зовут воевать за Россию (вторая сторона, как правило, — Украина или Европа), София просто уходит.
Никто из школьных и дворовых друзей Софии даже не догадывается, что два года назад ей пришлось стать свидетелем начала войны в Украины, вздрагивать от звуков воздушных сирен, прятаться от взрывов в бомбоубежище.
НАЧАЛАСЬ ВОЙНА
София Ольсен родилась в Киеве: папа — датчанин, мама — украинка родом из Казахстана. Часть жизни девочка прожила в Дании, другую — в Украине. Где и пошла в 2021 году в школу. Софии там нравилось, она с удовольствием бежала на занятия, появились друзья.
— В конце 2021 года все чаще звучали сообщения о том, что может начаться война. В западных СМИ писали о 60-километровой колонне из танков, БТРов и БМП, которая движется из Белоруссии в сторону Киева, — рассказывает Анна, мама Софии. — Муж каждый день звонил из Дании и уговаривал пока не поздно уезжать. Но у меня была работа, у Софии — учеба. И эти угрозы никто в Киеве не воспринимал всерьез. Казалось — если что — успеем уехать.
Так казалось… пока не наступило 24 февраля 2024 года. Анна проснулась в 5.30 утра от грохота взрывов — было ощущение, они были где-то рядом (позже выяснилось, что бомбили главный аэропорт столицы). Потом стали приходить смс-ки от друзей, коллег: «Началась война!», «Бомбят всю Украину». Из школы пришло сообщение о том, что в связи с началом войны все уроки в школе отменяются.
— Казалось, что это происходит не с нами, что это кадры из какого-то плохого кино. Мы стали думать о том, чтобы вернуться в Данию. Но аэропорты, понятное дело, были уже закрыты. И мы остались в Киеве втроем — к нам в гости из Казахстана приехала моя мама и незадолго до начала войны сломала руку, — продолжает рассказ Анна.
По ее словам, в городе было неспокойно. Каждый день гремели взрывы. 25 февраля осколки ракеты попали в дом по соседству. На следующий день разбомбили дом, где жили друзья.
— Каждый день была информация о новых «прилетах». Сначала мы стали спать на полу в коридоре, бросив туда одеяла — считалось, что безопаснее находиться у несущей стены. Потом для безопасности стали спускаться в бомбоубежище, — говорит Анна. — Мне кажется, София в свои 7 лет до конца не осознавала, что происходит. Хотя пугалась, когда слышала звуки взрывов. Но в бомбоубежище было много детей. И София находила там компанию, обо всем забывала — играла, носилась по подвалу со сверстниками, смеялась. Не обращала внимание на гнетущую обстановку, спертый воздух. Не понравилось ей только, что как-то пришлось спать в одной кровати с чужими людьми.
Между тем, в супермаркетах в первые дни полностью опустели полки. Позже что-то стали завозить, но пропали хлеб, яйца, а фрукты и овощи остались только гнилые. И новости все время приходили тревожные: «Идут бои вокруг Киева», «россияне взяли Бучу, Ирпень», «диверсионные группы зашли на окраины Киева». Оставаться в городе было страшно. Но и уезжать тоже было опасно.
— Говорили, что часть тех, кто пытался выехать — попадали под обстрел. В Киевской области пропали двое моих коллег (позже стало известно, что их убили), — рассказывает Анна. — Да и на выезде из Киева, и на границе в то время стояли многокилометровые пробки. Про эвакуационные поезда знакомые тоже отзывались плохо — мол, яблоку негде упасть, приходится стоять всю дорогу. Ехать в таких условиях с ребёнком и пожилой мамой со сломанной рукой было невозможно.
«ЭТИ ЗВЕЗДОЧКИ – ДУШИ ПОГИБШИХ ЛЮДЕЙ»
Помощь пришла из Казахстана. Посольство РК в Украине организовывало эвакуационные рейсы. Именно благодаря их помощи, семье Ольсен в начале марта удалось выехать из Украины. Эвакуировали граждан РК и их семьи, а бабушка Софии была гражданкой Казахстана. Ехать пришлось несколько дней (в обычно время дорога до границы с Польшой занимала часов 11-12).
— Из-за дипломатического статуса у нашего микроавтобуса был «зеленый коридор», нас везде беспрепятственно пропускали, и мы ехали быстрее остальных машин. Тем не менее дорога до Польши заняла больше двух дней. А что было бы, если бы мы поехали своим ходом? — вспоминает Анна. — Водитель выбирал максимально безопасный путь, поэтому ехали по тряским проселочным дорогам. Когда раздавались взрывы или поступала информация об угрозе — приходилось выключать фары и останавливаться. Софии почти сразу стало плохо — сначала тошнило, потом начало рвать. Она не могла ни есть, ни пить. Даже ложка воды вызывала рвоту. Дочь уже не понимала, что происходит вокруг, теряла сознание. Мы не проезжали ни один населенный пункт, и негде было купить лекарства… Мобильной связи, интернета тоже не было. Помню, тогда я пожалела, что мы решили ехать. Думала, Софию живую не довезу, настолько она ослабела. Уже ближе к Польше появился мобильный интернет на датском номере телефона, и удалось связаться со знакомым датским врачом.
Он дал прозвучавший дико для Анны совет — отпаивать ребёнка по ложечке… «Кока-колой». И он, как ни странно, помог — после «Колы» рвота почти прекратилась.
Им все-таки удалось добраться до польского Катовице, где Софию, ее маму и бабушку встретил папа Софии — Клаус Ольсен. В датской школе девочку поначалу многое удивляло — например, то, что детям предоставляется беспрецедентная свобода — на школьном дворе можно гулять без присмотра, к учителю все обращаются на «ты» и по имени. И хотя постепенно она привыкла к этим различиям, все равно тосковала по Киеву и украинской школе. Но София никогда не вспоминала о войне, бомбоубежищах, тяжелой поездке в Данию. Анна считает, что девочка закрыла от себя неприятные воспоминания, и родные тоже стараются ей об этом не напоминать.
— Хотя сам Киев она вспоминает — одноклассников, походы в цирк, театр, встречи с друзьями. Но то, что произошло после 24 февраля — никогда, — уточняет Анна.
Правда, как-то ночью Анна застала Софию сидящей у окна и смотрящей куда-то в небо. «Мама, я думаю, что все эти звездочки — души погибших людей. И все, кто погиб в Украине, тоже сейчас там, наверху», — неожиданно сказала девочка.
ПЯТЬ ЯЗЫКОВ И ТРИ РОДИНЫ
Новая глава в ее жизни наступила, когда в связи с болезнью бабушки, в 2023 году они с мамой переехали в далекий Костанай. В последний раз София была здесь совсем маленькой, и почти все забыла. Теперь ей пришлось пойти в местную школу и опять привыкать к новым правилам.
Сейчас София — ученица третьего класса Академического лицея Костаная.
— После февраля 2022 года в нашу школу не приходили учиться дети из Украины, София — первая, — говорит директор Академического лицея Ботагоз Нурманова. — Но были дети из России. Мы рады всем.
— Видно было, что сначала София ко всему присматривалась. Потом как-то увереннее себя почувствовала. Но в целом, она кажется более свободной, чем наши дети — может во время урока просто подойти и спросить, если ей что-то непонятно. Никогда не скажешь, что у нее была какая- то травма и негативный опыт, — говорит классная руководительница Софии Полина Максимова.
Софии в казахстанской школе нравится. Говорит, что больше, чем в датской. Правда, поначалу многое казалось странным и непривычным.
— В Дании все более свободно — можно спокойно вставать во время уроков, если тебе нужно. На некоторых уроках мы сидели на полу. Правда, мне было холодно, и я приносила из дома подушку. На перемене и продленке можно самим выходить во двор, играть. Здесь все по-другому, гораздо строже, — рассказывает София.
Она вспоминает, что однажды в Дании мальчик во время продленки упал в грязное озерце на территории школы, и учителя не придали этому особого значения. Доставали его из воды одноклассники, они же по просьбе учителей отвели его в душевую.
— В моей новой школе учительница больше о нас беспокоится, видно, что ей не все равно, что с нами. И еще мне нравится, что в Казахстане лучше учат, я за этот год узнала много нового, многому научилась, — добавляет София.
В датской школе, по словам Анны, детей сразу стараются приучить к независимости (поэтому иногда случаются такие истории, как с падением в озеро), а еще — не напрягать их излишней учебой. Многие предметы в начальной школе даются в игровой форме. Например, нет, как в Казахстане, обычных тетрадей — детей не заставляют писать. Школьники начальных классов в основном раскрашивают что-то, обводят, ставят галочки. Домашних заданий нет — все, что связано с учебной, дети оставляют в школе, домой не приносят. И то, что казахстанские дети изучают в первом-втором классе, в Дании учат — в третьем-четвёртом.
Кстати, в Дании оценок детям не ставят — лет до четырнадцати — чтобы, не обидеть их, не травмировать сравнением. В начальной украинской школе тоже от оценок отказались. Поэтому концепция оценивания в школе была в принципе новой для Софии. И первое время ей было непросто — ведь русский язык она знала только на разговорном уровне, в школе никогда его не изучала. А казахского не знала вообще.
— Но София никогда не жаловалась, что ей здесь сложно. Она вообще очень любит соревноваться. И оценки восприняла именно так — захотелось учиться лучше других, на отлично, — говорит Анна.
— За этот год София очень прогрессировала. В первой четверти она больше присматривалась, изучала наши порядки, но закончила ее неплохо — на пятерки-четверки. В четвертой четверти она уже стала отличницей. А какие проблемы у нее были с почерком — видно, что ребенок не привык писать. Но сейчас она уже подтянулась и в этом плане, — говорит Полина Юрьевна.
За этот год София даже приняла участие в нескольких Олимпиадах и заняла третье место в областной онлайн-олимпиаде по английскому языку, третье место — в городском этапе областной олимпиады среди школьников 1-4 классов.
— Надеемся, София останется нами и в следующем году. У нас на нее планы — собираемся отправлять ее на олимпиады по английскому, — улыбается учительница английского Евгения Амирова.
— Если успехи с английским языком — неудивительны, с учётом англоязычного папы и жизни в Дании, где даже фильмы в кинотеатрах идут на английском, — то по поводу казахского я очень волновалась. Язык не только для Софии незнакомый, но и сложный, — говорит Анна.
Тем не менее София неожиданно увлеклась казахским языком. Сейчас она уже говорит простые фразы, когда идёт по городу — читает и переводит вывески.
— София хочет быть первой, хочет быть лучше других. Она с самого начала пыталась работать, хотя языка не знала, но всегда работала на твердью четверку. А за последнюю четверть я уже поставила ей «отлично». В каком-то смысле я даже горжусь Софией и иногда ставлю ее в пример: вот чего можно добиться, если есть желание, — говорит учительница казахского языка Акбота Жиксимбаева.
Кстати, казахский язык — уже пятый в копилке Софии — после датского, русского, украинского и английского. А еще в Костанае она начала заниматься шахматами, вокалом и танцевать в ансамбле «Карнавал».
София за этот год выучила наизусть гимн Казахстана. И ей нравится, что в казахской школе они по понедельникам поют его. «Это как-то торжественно», — говорит она. Ни в Украине, ни в Дании гимн в школе они не пели. Теперь, когда Софию спрашивают, где ее родина, она, не задумываясь отвечает: «Казахстан». А дома говорит: «У меня несколько родин — Украина, Дания и Казахстан. Так ведь бывает?..»
СПРАВОЧНО
По данным Международной организации по миграции ООН, с начала полномасштабного вторжения РФ в Украину в 2022 году более 14 миллионов украинцев – треть населения страны – покинули свои дома. Большинство из них — женщины и дети. В Казахстане официально практически нет беженцев. Но, по информации временного поверенного в делах Украины в Казахстане Сергея Павленко, за последние три года республику посетили 20 тысяч граждан Украины. Из них лишь 4% (около 800 человек) обратилось в компетентные органы с ходатайством о предоставлении убежища. По состоянию на 2024 год на территории Казахстана осталось лишь около 200 лиц со статусом беженца.
Юлия КИМ