Или о том, что чиновники управления автомобильных дорог сами не знают, что делать с разбитыми дорогами
Ежегодно на улучшение качества дорог акимат Костанайской области выделяет от миллионов до миллиардов тенге для капитального и текущего ремонта дорожного полотна. Но почему не проходит и года, и дорога снова вся в выбоинах, и за это особо никто не несет ответственности. Речь прежде всего идет о владельцах перегруженных автомобилей и о предприятиях, которые, гоняясь за своей прибылью, забывают о сохранности дорог.
В 2020 году на ремонт дорожного участка №1745 областного значения Тобол-Тарановское-Красносельское-Набережное из бюджета было выделено 947 562 538.51 тенге. Подрядной организацией выступило ТОО «АБЗ плюс». Можно сказать, что дорога к сегодняшнему дню «не дожила». Ежедневная перевозка переполненными грузовыми машинами за считанные месяцы привела ее в неудовлетворительное состояние. И этот факт подтверждают в управлении транспорта и автомобильных дорог Костанайской области.
Как пояснил заместитель руководителя Алмаз Есенжолов, на локальных участках дороги расстоянием 28 км уже наблюдаются просадка, колейность, выбоины и разрушение асфальтобетонного покрытия.
— Сеть автомобильных дорог Костанайской области составляет более 9000 км. Но в связи с бесконтрольным движением тяжеловесных транспортных средств разрушаются автомобильные дороги областного и районного значения. Со стороны местного исполнительного органа выделяются десятки миллиардов тенге на восстановление дорожного полотна с целью обеспечения безопасного и бесперебойного движения жителей региона. Однако в области нет работы по контролю за перегруженностью автомобилей, – говорит Алмаз Есенжолов.
Корреспонденты «ТоболИнфо» были ни раз были свидетелями беспрепятственного проезда до 40 груженных автомобилей по данному участку дороги.
— Дороги у нас действительно все разбитые уже. Причина тому, что все большегрузы переполнены и они предпочитают идти в ночное время. Со стороны Российской Федерации, а также близлежащих предприятий идет автотранспорт, груженный щебнем вплотную. Каждый раз обращаемся в местный акимат, — говорит житель села Айет Андрей Тутов, выражая свое недовольство.
Тот факт, что изначально дорога была сделана и имела вполне приличный вид, подтвердили в местном акимате.
— Объездная дорога была сделана буквально недавно, а именно два года назад. Однако проезжающие грузовые машины повлекли за собой разрушение асфальтового покрытия, после проведения ремонтных работ прошло 1-2 месяца и дорога пришла в негодность. Считаю, что это недобросовестные предприниматели перегружают свою машину, тем самым мы видим всю картину событий. Силами местного акимата стараемся засыпать ямы, но это кратковременный эффект, – проинформировал аким Айета Нуржан Курмангалиев.
— Участок №1745 у нас остается проблемным по сей день. Здесь проходят грузовики, китайские самосвалы SHACMAN, которые разрушают само полотно, так как такого рода транспорт предназначен только для использования на предприятиях. Выезжали совместно со специалистами и проводили осмотр 12 мая 2023 года, а 15 мая текущего года направили письмо в подрядную организацию, чтобы они в месячный срок устранили все дефекты. В рамках заключенного договора подрядная организация несет гарантийные обязательства на эксплуатацию сроком на три года, в случае невыполнения требований мы направляем все материалы в суд для дальнейшего решения, – рассказывает «ТоболИнфо» Алмаз Есенжолов.
А тут уже напрашиваются вопросы: смысл ремонтировать дороги за счет бюджета, если предприниматели сами не соблюдают вес автомобилей? Куда смотрит транспортная инспекция?
— Мы постоянно обращаемся туда, чтобы проводили рейды, но как только они выходят в рейд, машин в тот день нет на дороге, — говорит Есенжолов.
В 2024 году заканчиваются гарантийные обязательства подрядчика перед заказчиком за участок №1745. Но уже сегодня можно сказать, что нужен новый ремонт. И опять бюджетные средства будут закладываться для него. Может все-таки начать сохранять дороги и вовремя проводить круглосуточные рейды по перевесу?
Или территориальная инспекция транспортного контроля не может в полной мере обеспечить надзор за передвижением грузовых транспортных средств и обеспечить сохранность автомобильных дорог?
Әмірлан БАЙҒОНЫС
фото автора