Или о том, как рискуя собственной жизнью граждане выбирают нелегалов
Это лето для костанайцев, которые часто выезжают в поездки по месту и не только, запомнилось дефицитом железнодорожных билетов, это действительно была большая проблема, а если учесть тот факт, что и аэропорт находится на ремонте, то проблема только увеличилась.
Хотя и до ремонта взлетной полосы костанайцы выбирали заграничные путевки с вылетом из Челябинска, ведь можно сэкономить в разы. Именно поэтому так быстро освоился между нашими городами такой вид бизнеса, как пассажирские перевозки маршрутным такси. Во-первых, удобно. Взяли прямо из дома, привезли прямо в аэропорт, и даже встретили из поездки обратно и снова привезли домой. Во-вторых, относительно недорого. Стоимость поездки до аэропорта составляет 6 тысяч тенге. В третьих, гораздо быстрее автобуса. К слову маршрутку выбирают не только любители путешествовать, но жители как Костаная, так и Челябинска для обычных поездок.
— Это реально удобно, — считает Камила Исенова, студентка 4 курса Южно-Уральского государственного университета, — нам приходится ездить с большими сумками, при этом мы не едем на автовокзал здесь, и в Челябинске, услуга оказывается «от двери к двери». Четыре года езжу, привыкла уже даже к тому, что превышают скорость и по телефону друг с другом говорят. Нам важно быстрее добраться.
Большинство опрошенных пассажиров подтвердили и удобство, и быстроту, и дешевизну поездки.
Пассажирка Лариса Федотова согласилась с тем, что быстро и удобно, но по поводу надежности прокомментировала: летом заказала маршрутку для дочери, нужно было встретить из Санкт-Петербурга на вокзале и привезти домой. Договорились заранее и туда и обратно, если в Челябинск уехали без проблем, то обратно никто не встретил. Диспетчер объяснила тем, что микроавтобус не выехал из Екатеринбурга из-за задержки самолета. И после этого перестали брать трубку. В итоге, дочь просидела 4 часа на вокзале, в тот день не было и билетов на ближайший автобус. Когда долго не брали трубку, они вообще не взяли, игнорировали сообщения, я хотела поехать к перевозчику, но взглянув на визитку, увидела, что кроме сотового телефона диспетчера ничего и нет.
Действительно, рекламные сайты пестрят подобными объявлениями, которые содержат только сотовый телефон и имя диспетчера в лучшем случае. Нет ссылки ни на организатора перевозки, ни на адрес офиса.
Качество услуги – это все таки гарантия безопасности пассажира, — говорит адвокат коллегии адвокатов Борис Саяпин, — кто ее может обеспечить? Конечно выбирают маршрутки, а не автобусы, содержание которых обходится гораздо дороже. Пассажирские автобусные перевозки регулируются Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, где прописаны все стандарты и требования, предъявляемые к перевозчикам. Что это дает? – во-первых, все водители прежде чем выехать на маршрут должны пройти медицинское освидетельствование, а значит Перевозчик должен не только иметь материально-техническую базу, механическую мойку машин, ручную и т.д., но и полноценный штат. Но не каждый перевозчик может это подтвердить. Кроме этого, конкурсы на перевозки разыгрываются 1 раз в 3-5 лет, к тому же не электронно, конкурсная документация и требования к ней до сих пор условно проверяется комиссией из 3-х человек, что является тоже коррупционным риском. Кстати, в апреле 2015 года вышел приказ Министерства инновации и развития РК за №326 по обновлению в течение 2-х лет транспортных средств сроком службы более 7 лет. Но обновлять не представляется возможным, никто не может, но невыполнение данного требования является дополнительным рычагом воздействия Уполномоченного органа на Перевозчика, при каждом неудобном случае, можно указать на неисполнение данного приказа и расторгнуть договор.
Что касается микроавтобусов, которые в основном следуют маршрутом Костанай-Челябинск, если не считать их за автобусные перевозки, а такси, прежде всего, стоит поискать его в Реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, подавших уведомление о начале осуществления деятельности в качестве перевозчика такси, которые должны быть на сайтах местных исполнительных органов. Действительно на многих районных сайтах можно найти такие реестры.
— Три года мы доказывали, и вот с апреля вышли изменения, согласно которому определено, что такси – легковой автомобиль, осуществляющий перевозки, в целях безопасности должно иметь не меньше 4-х дверей, — комментирует Борис Саяпин, — именно этот пункт не позволял им раньше называться такси, теперь так называемые трех-дверные «бусики» могут работать как все такси, с «шашечкой», водители обязаны проходить медосмотр, преддосмотр, диспетчеры заказы должны оформлять только тем, кто состоит в вышеуказанном реестре. Соответственно согл. 463 статье Административного кодекса они несут ответственность за занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий без соответствующей регистрации, разрешения или направления уведомления. Но что на практике? Ему легче взять патент на какие-то «наземные перевозки», оплатить минимальный налог в органы госдоходов, взять двух водителей, диспетчера на дому, даже офис можно не иметь. По факту водители ездят без сменщиков, не высыпаются, нарушают скоростной режим, говорят по телефону. В суде дела рассыпаются, из-за невозможности доказать нелегальность перевозок. Хотя доказательств предостаточно, но суды перестали их привлекать из-за лоббирования нелегалами своих интересов. 8-местные бусы не попадают под эти правила, и вообще не имеют право осуществлять перевозки. В 2016 году полиция как-то регулировали этот вопрос, останавливали их, принимали меры, но пассажиропоток не уменьшается, автобусов не хватает, напряжение населения растет, и всем становится удобно, если они будут ездить.
— Пассажиропоток не уменьшается, он остается прежним, а то и увеличивается,- считает Ботагоз Бопатаева, директор ТОО «Костанайский автовокзал», перевозки осуществляются больше нелегальными перевозчиками. Еще 5 лет назад услугами автовокзала пользовались почти 1 млн.человек в год, а в прошлом году было уже 650 тыс. Люди не перестали ездить, они ушли к нелегалам. В итоге бизнес в нашей сфере становится далеко невыгодным.
— Мы не раз поднимали эти вопросы на разных уровнях, но нас не слышат, — возмущается Юрий Ткачук, — это не только Костанай-Челябинск, по всей области так, предприниматели покупают бусы, и возят людей как хотят, в Камыстинском, Денисовском районах, Лисаковске вообще подъезжают по нашему маршрутному времени и забирают людей. Никому не нужно даже контролировать их.
Как вернуть в правовое поле пассажирские перевозки? Почему предпринимателям невыгодно покупать новые автобусы, чтобы наладить перевозки на основе действующих Правил? А ведь городской транспорт также требует обновления.
— Приобретение сельскохозяйственной техники хоть и используется сезонно и то субсидируется государством, — говорит Леонид Кушниров, но ведь автобусы тоже имеют социальное значение, они людей возят, при чем ежедневно, если бы субсидии можно было применить в пассажирских перевозках, какие-нибудь льготы, конечно нужно обязательно обновить как городские, так и межгородные автобусы. Мы бы и рады, но как?
И пока перевозчики из года в год пытаются решить одни и те же проблемы, пассажиры пополняют бюджеты предпринимателей, рискуя собственной жизнью и здоровьем. Разве есть их вина в этом и кто об этом думает, ведь всем нужно быстро, дешево и удобно.
Динара Утебаева