«НГ» узнала подробности масштабного переустройства Костаная в ближайшие годы
В начале октября аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ заявил, что перспективы развития областного центра видит в хорошей инфраструктуре и благоустройстве. В этих направлениях Костанай активно движется с начала 2017 года. В следующем году нам обещают продолжить строительство мостов, развязок, создание зон отдыха, набережных и пляжей. К 2019-му, согласно задумке властей, в Костанае будет уже три современных моста, несколько велосипедных дорожек, два новых муниципальных пляжа и россыпь мелких радостей в виде пешеходного фонтана, пляжного волейбола и лестницы из гранита.
2,6 млрд тенге — на Корейский
Самым масштабным проектом 2018 года должна стать реконструкция Корейского моста, соединяющего район КСК с поселками Костанайского района. Ввиду сложности строительства объекта на согласование акиму области в ходе его рабочей поездки по объектам представили сразу два разных проекта.
— У нас есть два варианта, — сообщил главе региона и. о. руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области Гилимбек ШОХМЕТОВ. — Либо пойти по прямой, и мост выйдет прямо на ул. Кубеева и пройдет через питомник КХ «Садовод». Либо реконструировать существующий мост. Но есть риск, что экспертиза может не пропустить такой проект, потому что у него большой изгиб.
Шохметов также пояснил, что Корейский мост расширят с двух до четырех полос, ширина проезжей части увеличится с 9,5 м до 24-25 м, длина моста будет 250 метров, если он пойдет по прямой.
Акиму приглянулся проект «по прямой» с выходом на улицу Кубеева, в связи с чем под снос попадет разбитый всего несколько лет назад крестьянским хозяйством «Садовод» фруктовый сад по левую сторону моста (если смотреть со стороны Заречного). Чиновники сразу заявили, что изъятие земель в связи с госнадобностью не обсуждается, поэтому на сносе сада особо внимания не заостряли. Директор КХ «Садовод» Виктор СИМАНЕНКО, видимо, тоже смирился с необходимостью его уничтожения несколькими словами:
— Решение принято, будем исполнять.
Впрочем, горожан, судя по комментариям на сайте ng.kz, тоже больше интересовала не судьба сада, а перспектива объездов в случае закрытия Корейского моста на длительную реконструкцию.
«Если закроют Корейский, из города по Большому мосту вообще не выедешь, — написал пользователь под ником Хохол. — Там и без закрытия пробка постоянно на светофоре из города. Интересно, грузовые машины во время ремонта по какому маршруту направят? Говорили, что по генплану в будущем аж пять мостов будет! Ну и начали бы на новом месте новый мост — улицу Гагарина прорубили, сразу бы разгрузка мостов и улиц произошла бы».
«Нужно ориентировать Большой мост для пропуска трафика Костанай — Затобольск — Заречное — Мичурина, — написал пользователь Бывалый. — А Корейский мост прорубать напрямую через Корейский поселок с выходом на Киевскую, чтобы транзитный грузовой поток со стороны Мендыкары и Сарыколя шел через него с выходом через Узкоколейую на М-36».
Гилимбек Шохметов объяснил «НГ», что расширяют Корейский мост для разгрузки потока транспорта, направляющегося в Костанай со стороны Карабалыкского района по трассе Алматы — Екатеринбург.
— Легковые автомобили будут объезжать закрытый Корейский мост по Большому мосту, грузовые — по мосту в районе КЖБИ, через этот же мост все грузовые будут попадать в район Складской, — пояснил Шохметов. — Придется немного потерпеть, будет хороший мост, главное, чтобы дали денег на его реконструкцию. Пока, по нашим подсчетам, нужно 2,6 млрд тенге на полную реконструкцию моста и изъятие земель в госнадобность. Что касается моста через улицу Гагарина, который есть в генеральном плане, то этим вопросом занимается городской акимат.
По надземным переходам побегут пешеходы
Учитывая глобальный тренд на обустройство набережных, пляжей и гранитных лестниц, городским чиновникам сейчас не до пробивания еще одного моста через Гагарина. Уже в 2018 году набережную по левую сторону от Большого моста планируют продлить еще на 220 м, на что в городском бюджете уже заложено 430 млн тенге. Архимед Мухамбетов предложил не останавливаться на достигнутом и продолжить строительство набережной и в 2019 году.
— И так каждый год стройте по 220 метров набережной в сторону КСК, чтобы получилась хорошая обустроенная береговая зона, — уточнил аким области.
Придерживаться стиля «медленно, но верно» Мухамбетов посоветовал и при устройстве велосипедных дорожек, которые, по его задумке, должны появиться на трех улицах Костаная уже в следующем году. Он дал указание акиму города предусмотреть под велодорожки отрезки длиной по 20-30 км при реконструкции пр. Абая, улиц Тауелсиздик и Гагарина. Городской глава с указанием согласился, но пока конкретные планы по тому, какие участки на трех городских улицах отдадут под велосипедные дорожки, в отделе ЖКХ не озвучили.
Зато точно известно, где и когда в Костанае построят надземные переходы и даже какими они будут. Один обещают установить уже в этом году, второй — в следующем, еще два — в ближайшем будущем.
На строительство первого перехода, которое идет полным ходом по ул. Гашека в районе лыжной базы «Арлан-2050», выделили 40 млн тенге. На разработку ПСД второго — через ул. Алтынсарина в районе Центрального сквера — 2 млн тенге. Еще два перехода планируют построить через пр. Абая: в районе школы бокса им. Мирошниченко и через ул. Гагарина, в районе торгового центра «Костанай-Плаза». Он будет с выходом на новый строящийся микрорайон Юбилейный.
— Все переходы будут сделаны для безопасности жителей, — заявлял еще в феврале этого года на отчетной встрече с населением аким Костаная Базыл ЖАКУПОВ.
Правда, тогда городские власти сильно критиковали за непродуманную конструкцию переходов, которая была изображена на эскизе. В частности, за отсутствие пандусов и наличие крутых лестниц. Проект обещали улучшить. По данным отдела ЖКХ, у надземных переходов будут и лестничные марши, и пандусы, и даже электроподъемники. У переходов предусмотрена закрытая конструкция (длина — 17 метров, ширина — 2 метра), расположатся они на опорах высотой 4,5 метра от проезжей части.
— Первый надземный переход уже строится через ул. Гашека, работы ведутся, и мы планируем сдать объект к концу ноября, — рассказали «НГ» в отделе ЖКХ. — На следующий год построим переход через ул. Гагарина, а потом уже через ул. Алтынсарина и пр. Абая.
Ориентир — на гранит
К мелким радостям, которые непременно должны понравиться горожанам, чиновники отнесли устройство пешеходного фонтана на берегу Тобола со стороны Затобольска (вместо кафе «Каспий»). Его снесли по решению властей и по соглашению с владельцем. Пешеходный фонтан устроен прямо в брусчатке, из которой будет струиться вода, создавая эффект бьющего из-под земли источника. Зимой устройство для подачи воды отключат и будет выглядеть как брусчатка.
Оценивая эскиз и планы по устройству фонтана, Архимед Мухамбетов заметил, что «он лучше бы смотрелся в центре города», в связи с чем обещал подумать, где его удобнее разместить.
Пока не совсем ясно, где построят площадки для пляжного футбола и волейбола, для которых нужен специальный мелкий песок; и для чего лестницу из бетона, ведущую к пляжу, отделывать гранитом.
Гранитный тренд, которому, несмотря на неоднократную критику, упорно продолжает следовать Архимед Мухамбетов, в очередной раз возмутил и пользователей сайта ng.kz.
— Аким совсем не понимает разницы между «отделать» и «выполнить», — сетует в комментариях пользователь под ником Victor Yang. — Гранит-то — прочный камень, но, если будет лежать на непрочном основании, грош цена этой прочности гранита.
Все интересующие и возмущающие наших читателей вопросы «НГ» через официальный запрос адресовала руководителю отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная Анатолию ТАРАСОВУ. Запрос был отправлен в пятницу, 13 октября, и согласно закону «О СМИ», ответ на него чиновники должны были предоставить в течение трех дней. Однако ответа мы так и не получили, поэтому пока не можем дать более подробный расклад об идейных соображениях властей по поводу переустройства города.