Дамир Хамитов вместе с коллегами из ВКО Даной Мырзахановой и Гульнарой Мурзалиновой из Астаны написали открытое письмо депутатам Мажилиса Парламента
Адвокаты требуют защитить граждан Казахстана от действий мошенников, которые по всей стране оформляют займы на незнакомых людей, вводя их в заблуждение.
В отчаянии пострадавшие обращаются в суды, надеясь, что закон их защитит, однако он всегда стоит на стороне банков. Адвокаты хотят разбить эту практику и требуют, чтобы подобные сделки признавали ничтожными и сразу же аннулировали.
Член коллегии адвокатов Костанайской области Дамир Хамитов считает, что обманутые мошенниками люди вообще не должны обращаться в суды. С них априори должны снимать обязанность выплачивать такие кредиты.
Открытое письмо с просьбой поднять данный вопрос адресовали девяти депутатам, двое из них откликнулись и уже направили запросы на имя председателя Верховного суда.
— Суды напрочь игнорируют норму п. 1 ст. 380 Гражданского Кодекса, согласно которому «граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается…». А в действительности обманутый гражданин не выражал волеизъявления на оформление онлайн-займа, всего лишь действовал с целью сохранения денежных средств на своем депозите, выполняя указания кибер-мошенников, которые звонят и представляются сотрудниками банка, — отмечают адвокаты. — А банки второго уровня не производят расчет коэффициента долговой нагрузки, автоматически одобряют заявку на выдачу онлайн-займа либо производят расчет не от реального дохода гражданина, а от завышенной суммы, заявленной интернет-мошенниками в заявке на получение кредита. Установленные правила выдачи онлайн-кредитов действуют в ущерб конституционным правам граждан, создавая порочную практику в стране. Мы столкнулись с такой проблемой, что суды не желают смотреть в корень этого вопроса, отказывая в исках о признании договора банковского займа недействительным. Казалось бы, имеются все неопровержимые доказательства, факты, обстоятельства, указывающие на прямое заблуждение лица и на несоответствие договора банковского займа требованиям законодательства. Кроме, того банки второго уровня допускают утечку персональных данных граждан, надлежащим образом не работает система безопасности банка, а именно защита персональных данных, необеспечение информационной безопасности используемых информационных систем. Безусловно, можно выбрать наименьший путь сопротивления и придерживаться мысли, что обманутый гражданин сам виноват, что подвергся обману, тем самым отстраниться от защиты наших граждан.
Полный текст обращения можно прочитать здесь.
Татьяна ФАЙЛЬ