Кожамжаров рассказал, как будут выбирать госслужащих в корпус «А», передает Департамент Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупциипо Костанайской области.
Кайрат Пернешович, на этой неделе объявлен набор в резерв корпуса «А». Скажите, как будет происходить отбор и сложно ли попасть в корпус «А»?
Впервые идею о создании корпуса «А» в июне 2008 года озвучил Глава государства на Международной конференции по вопросам государственной службы и по сути открыл новую страницу, олицетворяющую последовательные шаги на пути формирования профессионального государственного аппарата.
В этом году отбор объявлен на две категории должностей – председателей комитетов в министерствах и акимов районов.
Для кандидатов установлены четкие правила отбора, требования по системному видению государственных проблем, принятию правильных решений, стратегическому мышлению, оптимальному использованию кадрового потенциала.
Отмечу, что в отборе наряду с государственными служащими и сотрудниками правоохранительных органов могут участвовать представители частного сектора.
Тем самым создан транспарентный «социальный лифт» для успешных менеджеров из негосударственного сектора.
Впервые внедряется система, когда служащий, отобранный в корпус «А», нацелен на достижение конкретного результата.
Таким образом, мы сформируем профессиональное кадровое звено, которое обеспечит исполнение стратегических задач.
Желающие участвовать в конкурсе могут до 15 сентября т.г. подать соответствующие документы в Агентство.
В случае соответствия кандидатов специальным квалификационным требованиям он допускается к следующему этапу – тестированию на знание законов.
Успешное прохождение этих этапов становится основанием для допуска на собеседование.
При этом, кандидаты из регионов предварительно пройдут собеседование в кадровых комиссиях, возглавляемых акимами областей.
Затем последует интервью в Национальной комиссии в Астане, которая примет итоговое решение о зачислении в резерв.
Планируется, что конкурсный отбор завершится к 31 октября т.г.
— Понятие «управленческий корпус «А» уже прочно закрепилось в сознании казахстанцев. Всё же интересно опыт каких стран использовался при его внедрении?
При внедрении института корпуса «А» изучен передовой опыт «старшей службы» стран ОЭСР.
Так, в Нидерландах, Сингапуре, США, Италии институт старшей государственной службы действует для разграничения процесса принятия политических решений от процесса их реализации.
Его главное предназначение — выработка управленческих решений и проведение административной деятельности в соответствии с общей государственной политикой.
В отличие от политических назначенцев, которые могут потерять мандат доверия, управленцы старшего звена призваны укреплять стабильность госаппарата, обеспечивать преемственность и институциональную память в работе.
В целом, мировая тенденция по институционализации управленческого корпуса усилилась в последние годы.
К примеру, в Австралии этот институт закреплён в результате реализации масштабной реформы государственной службы.
Все вакансии управленческого корпуса доступны всем желающим – как действующим госслужащим, так и претендентам из частного сектора.
С созданием такого корпуса в Голландии укрепилась ответственность и эффективность работы государственных органов.
Аналогично в Южной Корее с усилением управленческого корпуса повысилось качество госаппарата, как результат работы принципов меритократии.
— Прошло четыре года с момента введения в Казахстане института корпуса «А». Как Вы можете оценить его роль в развитии госслужбы?
Институт корпуса «А» открыл возможность всем подготовленным людям реализовать свой потенциал на госслужбе.
Этим объясняется большое количество желающих.
Начиная с 2013 года, по итогам трёх конкурсных отборов, в кадровый резерв корпуса «А» зачислено 1 204 человека.
При этом, на одно место в среднем претендовало 4 человека.
Такой подход обеспечил социальный лифт для всех желающих попасть в управленческий корпус.
К примеру, сегодня в резерве корпуса «А» состоит 181 человек, работают на должностях 263 служащих.
Все они отобраны по принципу меритократии.
Крайне важно, что с момента внедрения этого института заметно усилен кадровый состав, сокращены «командные перемещения», обеспечена кадровая стабильность.
К примеру, в министерстве национальной экономики при низком уровне сменяемости средний стаж работы на одной должности составляет 4 года.
В целом, в сравнении с 2013 годом существенно снизилась сменяемость ответственных секретарей – в 8 раз, председателей комитетов – в 3,3 раза.
Между тем, внедрение этого института позволяет:
Во-первых, нейтрализовать влияние политических служащих на административный корпус.
Как отметил Президент страны, «политические лидеры, которым оказал доверие народ Казахстана, формируют политику, профессиональные госслужащие — обеспечивают ее исполнение».
Основным уровнем корпуса А стали ответственные секретари – кадровый стержень, который смог обеспечить последовательность и системность госполитики.
Во-вторых, корпусанты всецело отвечают за эффективное функционирование госоргана.
В-третьих, они отвечают за подбор профессиональных кадров, способных качественно реализовать экономические программы и предоставлять государственные услуги.
— Сегодня активно реализуется первое направление Плана нации «100 конкретных шагов», в основе которого внедрение карьерной модели и меритократии. Какое место в этом процессе занимает управленческий корпус А?
Глава государства в рамках первого направления Плана нации «100 конкретных шагов» поставил ключевую задачу – сформировать профессиональный государственный аппарат.
Этот процесс начался с реформирования системы государственной службы.
Так, в период становления страны использовалась позиционная модель, когда на вакантную должность госслужбы мог поступить кандидат, не имеющий опыта работы в государственном секторе.
Сейчас сформировано поколение профессиональных государственных служащих.
И это обусловило наш переход к карьерной модели.
Несмотря на существующие в этих моделях различия, для них характерен ряд общих условий, обеспечивающих эффективность системы государственной службы.
Первое — это разделение служащих на политических «назначенцев» и профессиональных «исполнителей».
Второе — отбор на конкурсной основе квалифицированных и компетентных специалистов и снижение условий для патронажа.
Внедрение этих принципов в корпусе «А» стало действенным механизмом укрепления стабильности госаппарата, эффективного кадрового планирования и продвижения.
— В ходе реформирования также изменён порядок формирования резерва корпуса А, чего они коснулись?
За 4 года существования этого института практически решён вопрос с ведомственной закрытостью госорганов и назначения на должности «своих» кандидатов, особенно на региональном уровне.
На госслужбу привлечены новые люди из других сфер и секторов экономики, а также регионов.
Но как говорится «жизнь на месте не стоит» и институт корпуса «А» подвергся оптимизации на 241 единицу (с 519 до 278).
В нём сохранены должности, которые наделены правом самостоятельного принятия управленческих решений.
Это: ответственные секретари и председатели комитетов министерств, руководители аппаратов центральных и местных госорганов, акимов районов.
— Кайрат Пернешович, какой состав кадрового резерва корпуса А ожидается набрать?
Пароль XXI века – интеллект и профессионализм. Люди новой формации — конкурентоспособные, они обладают соответствующим набором качеств.
К ним предъявляются высокие требования, в том числе по стратегическому лидерству и инновационной практике.
Как гаранты стабильности и профессионализации государственного аппарата они призваны быть проводниками политики Главы государства.
Являясь связующим мостом между политическими лидерами и исполнительским звеном институт корпуса «А» обеспечивает модернизацию сознания госслужащих по принципу эффективности и служения народу.
Поэтому ключевые ожидания от управленческого корпуса связаны с их способностью эффективно реализовать проводимые в стране реформы.