Ищем ответ на этот вопрос вместе с депутатом областного маслихата Махаббатом Жутаевым
Сегодня ни для кого не секрет, что система здравоохранения переживает не лучшие времена — люди плачут от качества оказания помощи, руководители разных уровней больниц твердят, что денег нет, отсюда все проблемы.
Информационное агентство «ТоболИнфо» на протяжении долгого времени искало ответы на возникающие вопросы. Вроде и деньги выделяются на обучение, погашение коммунальных задолженностей, повышение заработной платы врачам. А качество услуг оставляет желать лучшего.
В текущем году были созданы общественно-наблюдательные советы, члены которых должны были разобраться, почему проблемы не решаются. В советы вошли депутаты облмаслихата, а также представители общественности. Сегодня ведем разговор с председателем общественно–наблюдательного совета при областной больнице, председателем постоянной комиссии облмаслихата Махаббатом Жутаевым.
— Махаббат Сагынбаевич, по первому образованию вы врач, и как никто другой должны понимать работу больниц.
— Да, в общественно-наблюдательный совет я подал заявку неслучайно. Как депутат, на протяжении продолжительного времени вижу одну и ту же проблему — не хватает денег, а больные не получают от качества лечения удовлетворения. Были привлечены деньги спонсоров для анализа производственно-хозяйственной деятельности областной больницы. Как мы знаем, финансы – основа всего, поэтому начали именно с этой части. Ведь народ по праву должен знать, куда уходят деньги налогоплательщиков.
— Итак, больницы получают деньги из ФОМС на два вида услуг — ГОБМП и за услуги по страхованию.
— Да, но ФОМС одной рукой дает, другой снимает оплату за уже предоставленные услугу. Например, они не доплачивают на основании пяти пунктов — по результатам мониторинга, по услугам, оказанным вне договора, за пролеченные случаи текущего периода с летальным исходом, за пролеченные случаи прошедшего периода, оказанные вне договора, не прошедшие мониторинг качества и объемов и по линейной шкале.
За прошлый год только с областной больницы сняли в виде штрафов почти пятьсот миллионов тенге. Например, за летальные случаи. Врачи, средний и младший медперсонал больницы боролись за поступившего больного, сутками дежурили в реанимации, а человек умер. И за это больнице прилетает штраф. Кто-то скажет, ну и правильно, больной умер. То есть изначально ставим врачей перед выбором — брать тяжелого больного или нет, ведь в конечном счете врач и больница будут наказаны. Считаю, что это в корне неправильно. Тем более для областной больницы, куда изначально больные поступают с тяжелым анамнезом. И учреждение не может отказать, да и не должно, если есть хоть капля надежды на спасение человека.
Другой вариант — ФОМС не оплачивает за пролеченные случаи, оказанные вне договора. И вообще мне не понятно, когда ФОМС снимает деньги за услуги, оказанные по линейной шкале. Поступил больной с одним диагнозом, и должны лечить только это. А если врач начал обследовать и выявлять другие побочные болезни, то за это больница понесет наказание в виде штрафа, недополучения денег. Правильно ли это?
— Насколько мне известно, штрафы от ФОМС получают и за неправильно заполненные карточки?
— Да, это действительность. Поэтому врач вынужден десять минут смотреть больного и полчаса заполнять карту. Допустил ошибку, снимают с больницы баллы.
— Из всего этого вытекает следующий вопрос: если ФОМС постоянно штрафует и недоплачивает, то куда уходят деньги?
— Этот вопрос волнует и нас, мы сейчас пытаемся получить ответ. Хорошо, если ФОМС направил их снова в больницы и на больных. А если деньги пошли на премии и бонусы?! Общество пока не видит прозрачности в работе ФОМС.
Что касается ошибок, то тут я нисколько не оправдываю управление здравоохранения, оно должно обучать и работать над правильным менеджментом.
— Как я понял, кредиторская задолженность больниц из-за постоянных штрафов со стороны ФОМС, те услуги предоставили, лечат больных, а ничего за это не получают?
— Да. Более того, больницы остаются без квалифицированных врачей, они уходят из медицины, а это плохо. Если у больниц будут деньги, то можно привлекать врачей узких специальностей, повышать качество предоставляемых услуг. Кроме того, нужна методологическая работа, еженедельные учеты. Надо учиться отстаивать права перед ФОМС, надо срочно убирать линейную шкалу. Речь идет о наших гражданах, о нарушении Конституции, где говорится: Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья, вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.
До проверки, которую устраивает ФОМС, должен быть внутренний контроль от управления здравоохранения. И нам надо развивать платные медицинские услуги, которые есть за рубежом. Ведь есть те, кто готов платить за профессионального врача. Главные врачи боятся проверок со стороны прокуратуры, так как им могут вменить использование денег из ФОМС для платных услуг. Почему этого боимся? Например, в России такая практика есть, да она во всех странах мира имеется, когда медучреждения оказывают платные услуги.
— И что вынамерены делать сейчас?
— По результатам сбора анализа были выработаны рекомендации наблюдательного совета в адрес администрации больницы. Руководство учреждений прияло наши рекомендации к сведению и намерено поработать над ошибками. На этом наблюдательный совет не остановится. Мы продолжим работу. Следующей темой будет качество оказания медицинских услуг.
Кроме того, нами вырабатываются предложения защиты интересов больниц от штрафов. Наше мнение — управлению здравоохранения нужно менять работу в соответствии с нынешними реалиями.
Айдар ЗАНГЕР