Под угрозой срыва оказались работы по асфальтированию дорог в Костанайской области. У подрядчиков нет битума
В АО «НК «КазАвтоЖол» соглашаются с тем, что дефицит есть, и даже называют объективные причины. Но дорожники уверены в обратном.
Подрядчики в один голос твердят: никакого дефицита нет.
Битума, который является сопутствующим продуктом переработки нефти, в стране достаточно. Вот только теперь посредники просят за него совершенно нереальную цену.
С начала года цена на битум стала расти как на дрожжах. За полгода цена у перекупщиков выросла почти на 70 %. Самый сезон укладки асфальта приходится обычно на август.
Отметим, что потребности внутреннего рынка битума в республике обеспечивают четыре крупных производителя: Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) и заводы «СП CASPI BITUM» в Актау, «Газпромнефть – Битум Казахстан» в Шымкенте и «Асфальтобетон 1» в Алматинской области.
Не секрет, что вокруг НПЗ давно сформировался пул так называемых давальцев: узкий круг лиц, которые имеют возможность заключать прямые договоры с заводами. А дальше через цепочку посредников битум добирается до подрядчиков.
Об этой цепочке в курсе все: начиная с кабинетов высокопоставленных чиновником, заканчивая местными полицейскими. Однако все закрывают на это глаза.
В чат-бот «Злобной татешки» обратился костанайский предприниматель, генеральный директор «АБЗ плюс» Николай Лобанов с жалобой на действия НПЗ.
Свое обращение он также адресовал президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, который буквально недавно дал поручение незамедлительно принять все необходимые меры по модернизации транспортно-логистического потенциала страны, в котором 70% дорог находятся в плачевном состоянии.
» На это было выделено более 600 миллиардов тенге. Не затягивайте с ремонтом. Необходимо строго контролировать ход реализации проектов», — пригрозил Токаев.
При этом президент в курсе, что в этой отрасли процветает коррупция.
«Ни для кого не секрет, что дороги в стране плохие, а в дорожно-строительной отрасли процветает коррупция. Даже дорога, ведущая к Акорде, не говоря уже о других местах, выглядит как лоскутное одеяло», — сказал Токаев.
Действительно, подрядчики не дворы же частные асфальтируют, а за государственный счет дороги строят! И какой выход для дорожников, у которых жесткий бюджет?
— Горят сроки, люди сидят без работы, а в перспективе начнутся претензии, штрафные санкции, так как не выполняются договорные обязательства. Так недалеко попасть и в реестр недобросовестных поставщиков, но нашей вины нет, два месяца просим выделить битум, а в ответ молчание, — негодует генеральный директор ТОО «АБЗ плюс» Николай Лобанов.
Предприятие Лобанова ремонтирует трассу Алматы — Екатеринбург в районе п. Федоровка, Пешковка.
Ремонт этой дороги вызван необходимостью: трасса выходит на Российскую Федерацию.
Костанайские дорожники подают заявки в «КазАвтоЖол», так как он является заказчиком ремонта дорог, те в свою очередь написали в министерство, но в ответ — молчание.
Не реагирует на жалобы дорожников и зам премьер- министра Роман Скляр. Или он не может навести порядок в поставках битума?
Или держателям этого ресурса выгоднее экспортировать товар в соседние страны – Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, нежели продавать казахстанским подрядчикам?
В рамках того же Евразийского союза никто поставки битума не отслеживает.
Или поставщики умышленно создают нехватку битума, ссылаясь на его отсутствие, чем вызывают искусственный ажиотаж среди дорожных организаций, а трейдеры, пользуясь этим, завышают отпускные цены?
Если не решить проблемы с битумом, то под большим риском могут оказаться не только проекты госпрограммы, но и качество республиканских дорог, а, значит, рост экономики и имидж государства.
Источник:@zlobtate