Тема места религии в школьном образовании не теряет своей актуальности. Как повысить уровень религиоведческой грамотности детей, оградить их от влияния деструктивных и экстремистских организаций – это важные вопросы, которые встают перед педагогами. Об этом мы поговорим с медиатором, доктором психологических наук Куралай Алиной
— Вопрос изучения религиоведения в учебных заведениях периодически поднимается на верхах власти и среди общественников. Как Вы считаете, нужен ли в школьной программе этот предмет?
— Считаю, что данный предмет нужен. Благодаря такой дисциплине дети будут знать, что религия сопровождает человека на протяжении всего развития общества. Учителю важно показать взаимовлияние истории религии и современности. Однако, не следует акцентировать внимание на вероучении какой-либо отдельной конфессии. Преподавать религиоведение можно разделом в рамках изучения истории, самопознания, а также во время классных часов.
— По каким признакам педагогу можно определить, что ученик стал посещать собрания деструктивной религиозной организации. Ведь не редки случаи, когда родители не знают о том, что их ребенок был вовлечён в деятельность какой-либо религиозной общины?
— Поведение скажет гораздо больше о внутренних изменениях личности, чем одежда и другие внешние признаки.Так, вы можете заметить, что подросток начал изолироваться от окружающих, замыкаться в себе, а иногда ведет себя агрессивно. Причем когда он не находит поддержки своих взглядов со стороны окружающих, то пытается доказать другим, что они не правы и навязать свое мнение. Часто он говорит об избранности своей общины или группы. Деструкцию можно определить по критерию, насколько она разрушительна по отношению к человеку. К примеру, если подросток перестал общаться со своими друзьями, он отдает все свои карманные деньги в эту общину, забросил учебу и ухудшилась его успеваемость .
— В некоторых деструктивных организациях обязательной повинностью для адепта является вербовка других людей. Иногда дети, подражая взрослым начинают вести проповеди среди одноклассников. Как быть учителю, если он это заметил?
— В этом вопросе учителю нужно руководствоваться действующим законодательством нашей республики. Согласно закону, любая проповедь и распространение вероучения разрешено только в культовых сооружениях. Я считаю, что учитель должен обязательно отреагировать если увидел, что ученик пытается проповедовать, раздает буклеты, календари с рекламой религиозного объединения в стенах школы. В первую очередь нужно провести разъяснительную беседу с родителями ребенка, а при необходимости с лидером организации. Поскольку прихожане религиозного объединения обязаны следовать закону. То же самое касается соблюдения устава школы. Мы живем в светском государстве и принадлежность родителей к какой-либо религии не должна отрицательно отражаться на ребенке. Недопустимо, чтобы ученик пропускал занятия из-за посещения религиозных служений или другим способом нарушал устав учебного заведения.
— Редко, но встречаются случаи, когда в религиозную общину приходит сначала подросток, а потом он вовлекает туда своих родителей. Почему взрослые люди позволяют своим чадам втянуть их в деятельность сомнительных организаций?
-Сегодня в век развития информационных технологий, дети часто опережают родителей в освоении всего нового. Часто можно услышать, как взрослые люди говорят, что молодое поколение умнее старшего. То есть если раньше родитель был источником знаний и передачи опыта, сейчас идет обратный процесс. В свою очередь, дети, попадая под влияние лидеров различных деструктивных организаций, обвиняют своих близких в бездуховности. Взрослые всю жизнь были заняты зарабатыванием материальных благ для своих чад. Теперь они выросли и нашли других авторитетов. В такой ситуации родители чувствуют свою вину и боятся потерять связь с ребенком, поэтому идут вслед за ними в такие организации.
— Как не допустить, чтобы ребенка вовлекли в деятельность различных деструктивных течений?
— Нужно знать, где проводит время ваш ребенок и с кем он дружит. В школьном возрасте для ребят больше важны темы взаимоотношений с одноклассниками, занятия спортом и другие увлечения, но не духовный поиск. При этом, детям могут быть интересны различные закрытые, тайные сообщества. Вас должно насторожить, если у ребенка вдруг появились вопросы относительно жизни и смерти либо возник какой-то страх. Всему этому должна быть первопричина. Именно поэтому родителям важно наладить доверительные отношения, как с ребенком, так и с педагогами.
Диана Самойлова