Ущерб в 23 млрд тенге из-за финансовых нарушений, 37 млрд тенге из-за неэффективного планирования и использования бюджетных средств, 117 млрд тенге от экономических потерь и упущенной выгоды выявили в сфере теплоснабжения Казахстана. Такая информация содержится в опубликованном на днях отчете о работе Высшей аудиторский палаты (ВАП) РК за первое полугодие 2023 года. По ее данным, 22 материала госаудита переданы в правоохранительные органы, еще 361 материал — для принятия административных мер.
По данным ВАП, в числе основных проблем и нарушений финансовой дисциплины — отсутствие системного подхода и совместного плана действий всех центральных и местных государственных органов в развитии сферы теплоэнергетики. Еще одна проблема — установление дифференцированных тарифов для различных групп потребителей. Аудитом установлено скрытое субсидирование субъектов естественных монополий за счет установления высоких тарифов для бюджетных организаций и более низких для населения.
«В отдельных случаях тарифы для бюджетных организаций в 11 раз превышают тарифы для населения и в 4,5 раза – для иных юридических лиц. Полагаем необходимым установить единый тариф для всех групп потребителей. При этом целесообразно предусмотреть возможность субсидирования тарифа для населения, с одной стороны, и установление инвестиционного тарифа для предприятий – услугодателей, с другой стороны», — говорится по этому поводу в отчете ВАП.
В Казахстане свыше 100 предприятий оказывают услуги энерго-и теплоснабжения, отметили в ВАП. По ее данным, они, по сути, «являются «прокладками», увеличивающими тариф для конечного потребителя». В связи с этим в ВАП считают целесообразным ликвидировать большинство из них и при необходимости оставить несколько энергоснабжающих организаций.
Также аудиторы обратили внимание на непрозрачность закупок частных субъектов естественных монополий, не соблюдения в полной мере принципов добросовестной конкуренции и обеспечения всех поставщиков равными возможностями. Отсутствуют ограничения по приобретению товаров, работ и услуг у аффилированных лиц, а комитет по регулированию естественных монополий МНЭ не имеет доступа к коммерческим информационным системам (ИС) электронных закупок для обеспечения мониторинга, написали госаудиторы. В связи с этим в ВАП рекомендовали внедрить единую ИС электронных закупок частных субъектов естественных монополий.
Также аудиторы отметили некачественные проектирование и реализацию инвестиционных проектов. К примеру, проект по строительству ТЭЦ-3 в Астане реализуют с 2011 года, но на момент аудита подтверждено выполнение работ всего на 64%, хотя акимат отчитался о 83%. В городе Аркалык Костанайской области приняты в эксплуатацию два объекта по реконструкции системы теплоснабжения на общую сумму 7,4 млрд тенге при их неполной готовности. В ВАП предложили усилить инструменты мониторинга и контроля со стороны уполномоченных центральных государственных органов за реализацией инвестиционных проектов в регионах.
«Вместе с тем, по завершению строительства объекты не принимаются эксплуатирующей организацией во избежание увеличения налоговых обязательств. В Астане 14 таких объектов на 30 млрд тенге. Предлагается внести изменения в налоговый кодекс в части сокращения ставки налога на имущество по объектам теплоснабжения по аналогии с объектами питьевого водоснабжения, с 1,5 до 0,1% от среднегодовой балансовой стоимости», — отметили аудиторы.
Помимо этого, на всех ТЭЦ и в организациях, обслуживающих тепловые сети, имеет место дефицит персонала со специальным образованием. Особое влияние на это оказал низкий уровень заработной платы, сказано по этому поводу в отчете ВАП.
Всего в первом полугодии проведено 12 аудиторских мероприятий ВАП на 121 объекте с охватом 9,3 трлн бюджетных средств.
Сообщает inbusiness.kz