И треснул мир напополам. Нет, точно, не свернулся в радужный многоугольник, не вытянулся в бесконечное множество параллельных прямых, а разделился надвое.
На тех, кто за грудное вскармливание и тех, кто бережет формы. На адептов «естественного родительства», выступающих за то, чтобы высаживать ребенка, имитируя горшок, еще в родильном доме, и тех, кто строит жизнь своих чад по Комаровскому (эти — дожидаются, когда отпрыск сам снимет штаны). На it-girl, раз в неделю выставляющих «фэмили лук» в Инстаграм, и тех, кого волнуют проблемы посерьезнее. Таких как Алия Шагиева, например. Художница и дочь президента Киргизии, опубликовала процесс кормления своего новорожденного ребенка в Facebook — в знак протеста против чрезмерной, на ее взгляд, сексуализации женской груди.
Еще одна активистка, борец за права женщин, блогер и основатель организации «Акушерство клуб» Арина Чак в декабре 2016 года написала открытое обращение президенту России Владимиру Путину. Повод — насилие, которому подвергаются женщины во время родов. Сколько таких случаев на постсоветском пространстве? Точной статистики нет, но ситуация, как утверждает Чак, патовая. По следам послания в Рунете появился хэштег #насилие_в_родах, в котором тысячи женщин, пострадавших от действий медперсонала, делятся своими историями. Их меньше, чем тех, что можно найти под #ЯНеБоюсьСказать, но тема, несмотря на скудный интерес онлайн-аудитории и отсутствие реакции российского президента, живет до сих пор.
Всего каких-то пару лет материнство тоже стало достоянием онлайн-общественности, mast-have манифеста «успешной женщины» и предметом для самопиара в Сети. Информация из блогов многодетных красавиц про то, как правильно пеленать ребенка и вводить прикорм, — уже не прерогатива условного журнала «Лиза». Для нас, поколения родивших миллениалов, проводящих большую часть жизни не во сне, а в Сети, стало важным обозначить позицию. Высказать мнение, определить стороны. А иначе что?
Быть той женщиной, которая этой позиции не имеет, не так страшно, как той, которая вообще не говорит о ней. Если ты не можешь или не хочешь превращать беременность и рождение ребенка в часть маркетингового плана по развитию собственного «бренда» — с тобой точно что-то не так.
Лайками и репостами мы превратили материнство в китч и разделили людей на прогрессивных и тех, кто «яжемать». Мы обсуждаем программу раннего развития на форуме «Монтессори» перед сном, чтобы обозначить свое место «в стае» и закрепить за собой навык следовать трендам. Но ночью, когда ребенок, испугавшись, забирается к нам под одеяло, мы все еще, интуитивно и как-то по-животному, прижимаем его к сердцу, будто нет ничего важнее.
И надо бы описать этот случай в Twitter-е. Но… Надеюсь к утру мы об этом забудем.
Марина ЕЛИНА