В прошлом веке казахская земля стала родиной для представителей многих этносов, волею судьбы оказавшихся здесь. Среди них есть и те, которые несмотря на свой перезд на историческую родину не только не забывают о Казахстане, но и пропагандирует казахское национально искусство и культуру. Одним из таких является Владимир Готман, который ныне проживает в городе Кирхленгерн (Германия) и занимается изготовлением домбры. Корреспонденту МИА «Казинформ» посчастливилось познакомиться с мастером по изготовлению казахского национального инструмента через социальные сети и записать интервью.
-Владимир, поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о детстве в Казахстане? В каком возрасте вы переехали в Германию?
— Воспоминания о детстве и Казахстане у меня самые светлые, порой, кажется, что это были самые счастливые мои времена. Родился я в селе Астраханка Целиноградской области, это примерно в 120 км от Астаны. Когда мне было 3 года, мой отец поступил в Алма-Атинскую государственную консерваторию, и мои родители переехали в солнечный город Алма-Ату. Ну а в Германию мы переехали, когда мне было 25 лет. К сожалению, в Казахстане я не был уже 23 года. Все разъехались, и друзья тоже, кто во Франции, кто в Германии.
-У кого вы учились изготовлению домбры? Помните ли вы первый инструмент, который смастерили своими руками?
— Я с детства проявлял интерес к музыке и музыкальным инструментам, у нас всегда дома было очень много всяких инструментов, так как мой отец уже работал преподавателем в консерватории, впоследствии доцент Алма-Атинской консерватории. А в музыкальной школе даже на доске почёта висела моя фотография. В школьные годы я очень часто приезжал к отцу в консерваторию, меня, честно сказать, больше интересовала мастерская музыкальных инструментов. Я любовался, как дерево перевоплощается в музыкальный инструмент. Вернувшись из армии, я точно был уверен, что буду тоже создавать добмру, а для этого мне надо было устроиться в музыкальной мастерской. Скрывать не буду, конечно, не без помощи отца. Так я стал учеником таких мастеров, как Толганбай, Муса-ага, Серик, Нурбек и Аман. Это была наша команда. А первую свою домбру, конечно, помню. Я её подарил своему другу Марату на свадьбу. Помню ещё, как выжигал на ней текст, свадебные кольца . Подарок был от души и сердца.
— Есть ли отличие между вашей домброй и инструментом, изготовленным казахстанскими мастерами?
— Отличия от казахстанских мастеров, я думаю, небольшие, я же все секреты из Казахстана привёз. Кое-что добавляю, придумываю своё. Разве что само дерево, я делаю домбры из экзотических сортов деревьев. А недавно приобрёл лазерный аппарат, теперь экспериментирую, делаю лазерные фото на дереве. Получается очень красиво.
-Как у вас возникла идея продавать домбру в Германии? Есть ли там спрос на этот музыкальный инструмент?
— Идеи продавать у меня не было, а появилась ностальгия по любимому делу, жажда возобновить своё хобби. До этого не было возможности. Теперь же, когда уже вклинился в бурную германскую жизнь, прошёл языковый барьер, устроился на работу, построил дом, появилась возможность создать свою мастерскую. А хорошее дерево стоит недёшево, и помимо дерева надо ещё массу чего закупать. Так, например, у меня на одну домбру уходит примерно месяц работы.
-Из каких стран поступают заказы?
— Казахов в Европе проживает очень много, я даже сам не ожидал. В основном это казахская диаспора из Турции, к которой я недавно ездил по приглашению. Интересно, с ними разговаривали мы только по-немецки. Русского они не знают, а по-казахски ещё не все умеют говорить. Но они держатся дружно, соблюдают традиции, собираются каждое воскресенье, проводят курсы, беседы, разные мероприятия.
-Вы испробовали много экзотических деревьев для изготовления домбры. И все-таки, какой сорт дерева больше подходит для этого инструмента, поделитесь секретом.
-Мои домбры в основном все из экзотических деревьев, я экспериментирую. Африканские деревья, южноамериканские, канадские, португальская олива. Больше всего мне нравится африканское дерево зебрано и португальская олива. Зебрано выглядит, как зебра. Ну, а оливковковому дереву нет равных по красоте и звук намного лучше других, но оно уже и намного дороже других сортов. Очень красивое и дорогое дерево.
-А вы занимаетесь изготовлением еще каких- либо инструментов помимо домбры?
— Нет, я делаю только домбру.
-Творчество каких казахстанских домбристов вам нравится?
-У нас в мастерской все были профессионалами, и с утра до вечера звучала домбра. Мне нравится творчество Құрманғазы, Нургисы Тлендиева, Каршыги Ахмедьярова и еще очень нравится кюй Секена Турысбекова «Көңіл толқыны» .
-Поддерживаете ли вы связь с этническими немцами, которые переехали в Германию из Казахстана? Соблюдаете ли вы казахские традиции, готовите ли национальные блюда?
-Да, конечно, в основном, все родственники здесь. Бешпармак у нас самое любимое и праздничное блюдо. Вкуснее нет ничего. А если ещё кто-нибудь из Казахстана привезёт казы и шужык, то это будет праздник.
Источник: inform.kz
Автор: Айжан Серікжанқызы
Перевод: Серик Сабеков
Иллюстративное фото: inform.kz