Или о том, что владельцы типографии богатеют, а кошельки родителей редеют
За годы независимости Казахстана за счет издания учебников разбогатело немало людей. Хорошо бы, если бы эти учебники превзошли прежние издания, стали лучше, многограннее и профессиональнее. Увы, с каждым новым изданием было больше потерь, чем приобретений. Об этом повсеместно говорят преподаватели, которые имеют большой опыт в педагогике. Но боятся сказать вслух, так как учителям давно запрещено иметь сове мнение.
ИА «ТоболИнфо» решило остановиться только на одном учебнике, взяв для изучения «Математику». Как вы понимаете, этот учебник не должен зависеть от политической ситуации, смены власти и т.д. Дважды два всегда было равно 4. Но наши казахстанские ученые решили, что и этот учебник должен меняться. До 2002 года, как рассказывает педагог с 28-летним стажем ( имя не называем сознательно, дабы избежать выяснении отношении с учителем- ред), казахстанские школы пользовались старыми учебниками. В 2002 году впервые была издана «Математика», которая почти была скопирована с учебника советского периода. С 2005 года началось издание новых учебников. В те годы покупка книг ложилась на плечи самих родителей. Так вот, «Математика» была издана в 2012, 2013, а потом в 2016 и 2018 годах.
К этому времени уже и сами учителя устали фиксировать все ошибки и недочеты казахстанских учебников. Даже противостояние авторов учебников было. Видимо, Министерство образования РК долго не могло сориентироваться, чью сторону принимать, ведь за всем этим стоят огромные деньги.
— Помнится, в один учебный год мы в сентябре начали заниматься по учебнику одного автора, а уже в октябре нас всех заставили перейти на учебник другого автора, — говорит учитель. — А самое страшное, что с каждым годом учебники становятся все менее логичными, в них нет последовательности в изложении тем: так, сначала идут сложные темы, а потом проще. А самое главное, к учебнику нет полного комплекта дидактического материала.
— У меня сын 1997 года рождения. И я хорошо помню, что мы попали под то, что занимались лишь один год, мы не могли ни у кого купить эти учебники, как и продать их потом никому не смогли, — рассказывает мама Балкия Распекова. — В результате каждый год мы сдавали все учебники в макулатуру.
Книги в макулатуру отправляла не только мама ученика, но и сами школы. Как только издавалась новая математика, тут же предыдущее издание уходило на переработку. Кто от этого выигрывал, думаю, знают все. И с чьей руки это происходило, тоже догадываются. Каждый министр образования считал, что он должен ввести в программу новое издание, увековечив тем самым свое имя и свои новаторские инициативы. Это было бы понятно, если бы речь шла об истории или даже географии, но чем математика-то не угодила министрам от образования?
Нам удалось собрать небольшую таблицу цифр только за три года. Вдумайтесь, куда сейчас идут бюджетные деньги. Есть ли в этом такая необходимость?
Сведения о финансировании на приобретение учебников и учебно-методических комплексов государственных организаций образования РК
№ | Регионы | Выделенная сумма из бюджета
на 2022 год |
Выделенная сумма из бюджета
на 2021 год |
Выделенная сумма из бюджета
на 2020 год |
1 | Акмолинская область | 1 015 795 000 тенге | ||
2 | Алматинская область | 3 881 000 000 тенге | 3 954 000 000 тенге | 3 826 000 000 тенге |
3 | Актюбинская область | 1 721 316 000 тенге | ||
4 | Атырауская область | |||
5 | Восточно-Казахстанская область | |||
6 | Жамбылская область | 2 855 597 000 тенге | ||
7 | Западно-Казахстанская область | 1 646 900 000 тенге | 1 933 000 000 тенге | |
8 | Карагандинская область | |||
9 | Костанайская область | 1 240 400 000 тенге | 1 136 800 000 тенге | |
10 | Кызылординская область | 1 621 951 00 тенге | ||
11 | Мангистауская область | |||
12 | Павлодарская область | 1 189 960 000 тенге | ||
13 | Северо-Казахстанская область | 291 398 000 тенге | ||
14 | Туркестанская область | 5 048 738 000 тенге | ||
15 | г. Нур-Султан | 2 660 393 400 тенге | ||
16 | г. Алматы | |||
17 | г. Шымкент | 1 658 613 000 тенге | ||
г. Семей | 234 373 000 тенге |
Бюджет Костанайской области на протяжении двух лет выделяет более миллиарда тенге на то, чтобы озадачить учителей и учеников современной школы. Прибавляет ли это знаний? Вряд ли. А вот отдельные з чет этого богатеют. Почему и з счет кого? Этим вопросом сейчас задались депутаты Костанайского областного маслихата.
Аделина Токбаева