После публикации «ТИ» о споре вокруг линии электроснабжения у гаражного кооператива «Кроликовод» к нам обратились предприниматели Александр Николаевич Набатов и его супруга Татьяна Евгеньевна, а также бывший председатель кооператива Павел Иванович Тыщенко.
«Линия появилась до рынка – это было госимущество»
По словам Александра Набатова, питающая линия, из-за которой сегодня разгорелся спор, была построена еще в начале 1990-х для нужд общества кролиководов за счет государства.

– Эту линию сделали для общества кролиководов, это был советский проект, реализованный за счет государства. Позже уже предприниматели подключались к ней как к существующей инфраструктуре, – говорит Татьяна Набатова.
Один из тезисов противоположной стороны – предприниматели якобы «не участвовали» в содержании и восстановлении линии. Набатовы называют это недостоверным.
– Мы сдавались на текущие ремонты. Более того, бухгалтер, которая раньше вела документы по обществу, может подтвердить, что учет был. Почему какие-то бумаги сейчас не находят – вопрос к тем, у кого они хранились, – говорят Набатовы. – Серьезных поломок было несколько, каждый раз мы, как и другие предприниматели, принимали участие материально. Когда нам показывали общий счет на ремонт – скидывались.
«Платить готовы, но просили расчеты»
Ключевая претензия предпринимателей – отсутствие, по их словам, прозрачной сметы и договорной базы при требовании значительных взносов.
– Нас в ГП «Кроликовод» попросили ежемесячно перечислять 30 МРП на «содержание линии» – это около 127 тысяч тенге. При этом наша ежемесячная оплата за электроэнергию – 30–45 тысяч по сезону. То есть за пользование линией мы, по их мнению, должны платить больше, чем за электроэнергию? Мы направили письма, были готовы участвовать в ремонте линии, но только при предоставлении сметы, обоснования. Просили организовать собрание, показать расчеты, объем работ, подрядчиков. Ответа по сути не получили, – утверждает Набатов.
По словам супругов, им также называли огромные суммы на капремонт – до трех миллионов с каждого из семи предпринимателей, то есть в целом 21 млн.
– Без смет и актов мы не могли согласиться на такие суммы, – добавляют они.
Мнение бывшего председателя
Павел Тыщенко был председателем, когда общество только начало формироваться.

– Сначала отремонтировали контору, окна, двери, отопление, колодец. Взносы не повышали. Параллельно пришлось решать электричество: стоял старый трансформатор 250 кВА еще с 1990-го, линия – «воздушка», ветром крыши рвало, замыкания, выгоревшая коммутация, – вспоминает Павел Иванович.
По словам Тыщенко, чтобы разгрузить слабый трансформатор кооператива, он выдавал техусловия предприятиям по периметру и просил крупных соседей поставить свои трансформаторы и тянуть отдельные ветки, «чтобы не вешать все на одну точку». Так «развязали» часть нагрузки, а позже, в счет долгов по взносам, при прежнем руководстве и с участием подрядчика была заменена часть оборудования: новый трансформатор, СИП-линии на двух улицах.
– Когда уходил, линия работала. Я электрик по специальности, сам ремонтировал, так что знаю, о чем говорю, – подчеркивает Тыщенко.
Бывший председатель утверждает, что возникшие поломки устранялись за счет «общего котла», а счета подрядчиков «разбивали на доли» всем подключенным, в том числе и предпринимателям.
А вот нынешний капремонт он считает бессмысленным.
– Любой электрик скажет: называть то, что сделали, капремонтом язык не повернется. Висел советский провод со стальной жилой – его порубили как дрова. Говорят, на ремонт ушло 11 млн, но когда суд просит сметы и акты – их все нет. Так и не предоставили расчеты.
«Собственная линия – вынужденная мера»
Когда предприниматели отказались платить миллионы за капремонт, «Кроликовод» отключил их от питания 12 апреля этого года.
– Мы обратились в суд и выиграли его. Суд обязал восстановить питание. Однако даже после решения суда нас так и не подключили к электричеству, мы по сей день работаем на генераторах. Уже два раза моторы уходили в капремонт, а один генератор сейчас и вовсе «умер». Это огромные расходы, которые пришлось нести из-за конфликта, – говорит Набатов.
Не видя перспектив быстрого урегулирования, предприниматели инициировали строительство новой линии.
– Это вынужденный шаг. Проект дорогой: согласования, экспертизы, трансформатор, договоры с энергоснабжающей организацией. Ввод в эксплуатацию возможен в сентябре–октябре этого года, – поясняет Александр Николаевич.
Супруги подчеркивают, что сумма сопоставима с той, что у предпринимателей просили на «капремонт».
– Но вкладываться в собственную линию хотя бы прозрачно. Есть проект, сметы, подряд, понятный результат. Мы не понимаем, что ждать в дальнейшем от «Кроликовода» и не хотим повторения отключений, – говорят предприниматели.
Анна КАЛЕЙНИК, фото автора

































