Убрать чиновников от культуры потребовал известный режиссер
Известный казахстанский режиссер Ермек Турсунов опубликовал в Facebook пост, в котором высказывает свои соображения о роли и месте культуры в современном Казахстане. Total.kz с разрешения автора публикует пост без купюр.
Детские модели поведения
Мои некоторые соображения, которые я пытался высказать на заседании НСОД, вызвали живой интерес. Публикация полного текста (ФБ, Тенгри, Жас Қазақ, Нур кз, Тотал кз и др. ресурсы) породила споры. Следовательно, тема волнует многих. И что хотелось бы отметить: те вещи, о которых я говорил и говорю вот уже на протяжении многих лет, в настоящий момент приобретают особую важность. Скорее всего это связано с приходом к власти нового человека. Полагаю – не без оснований. Об этом свидетельствуют первые весьма заметные действия президента. Его инициативы. В том числе и создание НСОД.
Признаться, я тоже поначалу с некоторым скепсисом отнесся к этой затее. Мало ли у нас было подобных диалоговых площадок, где собственно диалога-то и не было. Однако на этот раз я услышал отдельные здравые суждения, услышал конкретные предложения по изменению существующего положения дел, почувствовал реальную заинтересованность со стороны тех, кто принимает решения в моей стране. Ну что ж, дай бог, как говорится. Может быть, и удастся что-то изменить.
Сегодняшний текст – продолжение моих мыслей.
Напомню, я говорил о культуре. Вернее, о полном провале образовательной и культурной политики. О том, что общий кумулятивный эффект деятельности обоих этих министерств за годы независимости нельзя назвать успешным. И именно в этом я вижу корень всех зол. И я не хочу тут останавливаться на персоналиях, искать виноватых. К тому же я довольно подробно рассуждал об этом в предыдущем материале. Лучше пойдем дальше и снова зададимся вопросами. Начнем с простого.
Как вы считаете, кто главный человек в жизни человека? (извините за каламбур). В первую очередь, конечно, родители. А после них кто? Учитель. Так было всегда. И это логично.
Что мы сделали с нашим учителем? Мы полностью нивелировали его статус, оскорбили низкой зарплатой и заставили заниматься поборами. В итоге учитель сегодня одна из самых униженных профессий. И не учитель сегодня хозяин в школе, а родитель. Раньше дети уважали и где-то даже боялись учителя. Теперь учитель боится своего ученика. Потому что стоит ему испортить настроение своему ученику, как тут же следом появляются в школе возмущенные папаши с мамашами и устраивают скандал. Знакомая картина?
Кто второй главный человек в жизни человека? Врач. Он – лекарь. И если учитель лечит душу, то врач лечит плоть. Первый отвечает за мозг и сердце. Второй – за оболочку.
А каково сегодня врачу? Ответ на поверхности. Об этом тоже не хочется говорить долго. И так уже много сказано. Врач сегодня тоже попрошайка. Врач потерял уважение в обществе. Врачей уже избивают в их же больницах. Когда такое было?
Кто потом? Потом полицейский. Он должен защищать от воров и бандитов. Потом кто? Судья. Он следит за справедливостью. И так далее.
Но… Кем сегодня стали полицейские и судьи? Пугалом. Их боятся не меньше, чем самих бандитов. Одним словом, как-то все наоборот в нашем государстве. Все стало с ног на голову. Как так получилось?
Вы знаете, дети часто неосознанно подсказывают взрослым модели поведения. В своих играх они выбирают примеры. То есть они выбирают тех, на кого бы они хотели быть похожими. Вот вы – кем хотели быть в детстве? В мое время дети хотели быть учителями, врачами. Многие хотели быть солдатами. Кто-то хотел быть милиционером. Помните дядю Степу? А почему именно на них? Потому что Айболит лечил, солдат спасал, а дядя Степа защищал. То есть все они творили добро. Помогали. Тем самым демонстрируя образцы поведения. Но все это было вчера.
Сегодня самые популярные модели поведения представлены в сетях. Точнее, в инстаграмме. И чаще всего это – звезды той-бизнеса во главе с той самой женщиной трудной судьбы и мутными пятнами в биографии. (Имени не называю, чтобы оно опять не всплыло). То есть это люди, олицетворяющие собой успех. А как сегодня в обществе понимают успех? Это значит быть популярным, богатым, красивым и дорого одетым. Все.
Вы знаете, что-то мне подсказывает, что в этой «формуле счастья» не все так просто. Это перевернутая логика. Здесь тоже все вверх ногами. Мир сегодня как никогда нуждается в людях, рядом с которыми просто уютно жить. В этой связи мне нравятся мысли Далай-Ламы. Он говорил, что «…планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, рассказчиках и любящих всех видов… Планета нуждается в людях с моралью, которые готовы включиться в борьбу, чтобы сделать мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе».
Хорошо. Оставим мир в покое. Давайте разберемся с тем, что происходит в нашем доме. Когда я говорю о доме, я имею в виду нашу страну. Да, именно так. Я хотел бы, чтобы в первую очередь к нам вернулось «чувство дома». Мы его утратили. Мы относимся к собственной стране как незваные гости. Хуже того – как захватчики. Как пришлые. Как временщики. Потому что нас не интересует, что останется после нас.
А что надо сделать, чтобы к нам вернулось это важное чувство?
Опять же – культура. Не политика и не экономика, а культура. Почему я так считаю?
Понимаете, если кто-то собирает деньги на операцию для смертельно больного ребенка, а государство в это время спускает миллиарды на поддержку банков или проведение помпезных мероприятий, то в этой стране налицо проблемы с культурой. С нравственностью. Не монтируется у меня в голове такое. Все ведь взаимосвязано. Как и связаны между собой невидимыми нитями мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави и Лувр. Моцарт и Курмангазы. Толстой и Абай. Шиллер и Магжан…
Многие мне скажут: о чем ты говоришь? О какой культуре может идти речь? Люди заняты выживанием. А я вам отвечу – почему.
Ответы на «коварные» вопросы
Во время войны ленинградские музейные работники спасали экспонаты «Петергофа». Субтильные старенькие бабушки-искусствоведы копали ночами огромные ямы и прятали там скульптуры. Они боялись, что их разбомбят или просто уничтожат. Или увезут шедевры в Германию. Они рисковали жизнями, но каждую ночь выходили и копали. В это же самое время в Ленинграде люди ели крыс и кошек, чтобы не умереть с голоду…
Черчиллю во время той же войны принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил:
– А где же затраты на культуру?
– Так война же идет! Какая культура?
– Если нет культуры, то за что мы воюем? – удивился Черчилль.
ВГИК отмечает столетие в этом году. Легендарный институт кинематографии учредили в тяжелейшее время, в 1919-м, на осколках разрушенной империи. Поначалу он назывался Государственной школой кинематографии и был первым в мире таким учебным заведением. Размещался в двух комнатах частной квартиры…
Друг мой Самир Дерех, почетный консул Сирии в Казахстане, рассказывал, как во время недавней войны противники вели артиллерийский огонь по вражеским позициям. Что характерно: обе стороны стреляли так, чтобы снаряды пролетали над старинным кладбищем Баб Сагир, расположенным в самом центре Дамаска. Чтобы они, не дай Аллах, не упали на древние могилы, где лежат великие предки. Там же, между прочим, покоятся Аль-Фараби и одна из жен Пророка, мать правоверных Хафса. Я был на их могилах, поэтому знаю…
Наш оперный театр имени Абая – наше национальное достояние – был открыт в самом начале войны (7 ноября 1941 года), в дни тяжелейших боев за Москву. В тот самый день, когда с парада на Красной площади наши с вами отцы и деды шли на передовую…
И таких примеров много. Во всей человеческой истории. Когда тот или иной правитель, наконец, понимал, что без культуры никуда. Что народ будет непобедим и един только тогда, когда ему будет за что бороться и что защищать.
Но ведь у нас же нет войны, слава богу! Так почему же мы так поверхностно относимся к вопросам культуры?!
Уже некуда бежать и прятаться от хамства и агрессии, всюду грязь и мусор. Заплевали и «заср…ли» все! Телевизор забит чернухой и вульгарностью, сети перегружены пошлятиной и никчемными разборками. Уже некуда деваться от этой так называемой музыки. Зайдешь ли ты в магазин, в автобус, в маршрутку, сядешь ли пообедать в кафе, ресторан, летник… Отовсюду несутся забойные мотивчики… У нас, что, цель развлечь и развеселить всю страну? Заставить всех плясать и прыгать? Тогда как Казахстан уверенно занял первое место по суицидам во всей Центральной Азии! (Об этом говорила в своем докладе преподаватель американского университета Хьюстон-Даунтаун Шахназ Савани на конференции в Душанбе.) Кругом безработица, забастовки, протесты… Особенно в регионах.
Из-за чего такое происходит?
Попробую объяснить на примере.
Пару лет назад я снимал фильм в окрестностях Жаркента. Красивые места. Так вот, снимали мы там в одном далеком поселке (не хочу называть, чтоб не обидеть никого): нужны были натурные декорации 50-х годов. Там таких «декораций» полно. По всему району. Впрочем, картина типичная для всей страны: старые покосившиеся домики, никакого производства, никаких «благ цивилизации», ни садов, ни полей. На все село одна лавка и школа. Больше ничего. Люди выживают за счет скота. Учителя в школе получают что-то около 50-60 тысяч тенге в месяц. Самая конкурентная позиция – техничка. 27 тысяч тенге. За это место идет постоянная драчка. Несут директору подачки в виде баранов и согымов. Потому что денег ни у кого нет. Были бы – дали.
Среднее поколение в селе практически отсутствует. Уехали в город – на заработки. Ну и в институты с академиями. Малые дети остались со стариками. Те с тревогой ждут окончания школы, потому что после нее нужно куда-то их девать. И вот, с последним звонком собирают подросших отроков, одевают во все нарядное с Жаркентской барахолки и везут в город. Хорошо если там есть родственники, а так, в основном, слоняются по съемным квартирам, складываются по трое-четверо и пристраиваются как могут. А город – дорогой. Город – это соблазны. И телефон хочется «крутой», и в кино, и в ресторане посидеть, и в бутике одеться, и машинку… любую, пусть «бэу». А откуда денег взять? Родители в кредитах, тои надо устраивать, а старики в селе еле-еле концы с концами сводят. И что там в голове у молодых людей начинает просыпаться – один бог знает. А тут еще и инста «с примерами успеха»…
Тупик. И этот тупик начинает всех раздражать. И отрока, не знающего, где взять денег для преподавателя, чтобы «развести» зачет, и родителей, что всем за всё должны, и стариков, что не знают, как помочь… Отсюда – злость, ненависть, депрессия и безысходность…
Недавно я слышал, как некий господин во исполнение госпрограммы по развитию страны с высокой трибуны предлагал утроить население Астаны. Планируется к такому-то году увеличить численность населения города до трех миллионов.
Я не понимаю – зачем? Зачем искусственно наращивать количество жильцов? Мы же не Сингапур (город-государство). Давайте тогда соберем всех в двух городах и всю жизнь сосредоточим там. Давайте обезлюдим всю степь. Оставим только нефтегазовые регионы, чтобы нефть качали, и всё. А как же все остальные? У них же не остается альтернативы. Они и так заняты выживанием.
«Следует помнить одну забытую истину: в столицах живет по преимуществу «население». Народ же живет в малых городах и селах. Самое важное, что нужно сделать, возрождая культуру, – это вернуть культурную жизнь в наши небольшие города»… Это академик Лихачев сказал. Готовы с ним спорить?
Я вам приведу еще один пример, уже со своим родным селом. Оно не очень далеко от Алма-Аты. Когда-то здесь был цветущий островок благодатной жизни. Позже, когда началась вся эта катавасия, отовсюду стали съезжаться переселенцы. Их можно понять. Они не смогли устроиться в Алма-Ате, поэтому расселились поблизости. В поселке их никто особо не ждал, естественно. Зато обрадовались местные акимы. Они «наварились» при раздаче земель. Сады все вырубили на дрова, дачные участки заселили как попало, теперь там кругом стихийные кучи мусора. Теперь мой поселок не узнать. Это одна большая свалка. И подобная картина по всей стране.
Что надо делать?
Надо разгружать город. Как? Опять же за счет культуры.
Помните, в свое время в селах существовали клубы. Дома культуры. В них размещались библиотеки. Там действовали различные кружки самодеятельности. Народ: и стар, и млад – все были заняты делом. Кто читал, кто на домбре играл, кто танцевал. В этих клубах работали специалисты: преподаватели музыки, руководители различных поделочных кружков, библиотекари, киномеханики…
Почему нельзя все это возродить? Это же зона ответственности министерств культуры и образования. Причем, заметьте, когда-то министерство образования называлось «Министерством Просвещения». От слова «свет»!
Ошибка – считать провинцию малопригодной для полноценной жизни. Я жил и работал в разных странах, поэтому могу сравнивать. На западе само значение слова «провинция» не несет уничижительного смысла. Это просто географическое название. Все знаковые учебные заведения мира, все эти гарварды с оксфордами расположены в провинциях. Почти у каждой европейской, японской или американской глубинки есть свои символы: будь то храм, парк, музей или театр. Провинция как правило столица чего-то. Как тот же Нью-Орлеан – столица джаза, а Киото – родина театра кабуки. Многие достопримечательности расположены именно на периферии. Не нужно думать, что вся жизнь сосредоточена только в городах. Вашингтон – скучное место. Как и Анкара по сравнению с теми же Нью-Йорком и Стамбулом. Второсортность провинции – это глупость. Это мы сами «убили» село и сделали там жизнь невыносимой.
Более того: провинции часто становились очагами культуры. И делали это – люди. В тридцатые годы Караганда, Жезказган, Павлодар… многие другие регионы стали приютом для ссыльных художников, ученых, артистов, писателей и режиссеров. Это был такой «культурный десант» поневоле. И я могу рассказать вам навскидку кучу реальных историй из биографий отдельных Личностей, что своим присутствием украшали глубинки. Они работали на стройках и шахтах, а после окончания сроков многие оставались на местах: открывали театры, ставили спектакли, преподавали, занимались искусством. Просвещением. Они выписывали из центра книги, ноты, краски, музыкальные инструменты. Многие из тех, что прошли школу этих мастеров, стали впоследствии нашим народным достоянием.
Сильное государство определяется не масштабами и величием его столиц, а состоянием его провинций. Другими словами, если в Нур-Султане проводится всемирный форум светил экономики, а где-то в захолустье нет воды, то грош цена всем этим понтам.
Что же мешает нам сейчас создать в стране культурную среду? Почему бы не вкладывать в людей, а не в нефть? Пора очистить сам воздух. А то дышать уже нечем. Давайте признаемся себе: мы проиграли войну за души и сердца своих детей, они живут в плену чужой культурной экспансии. Давайте подумаем хотя бы о внуках. О тех, кто только научился ходить, и тех, кто еще не родился и не отравлен пока еще этой всепроникающей атмосферой лжи, подлога и перевернутой морали!
Про атмосферу в доме
Когда я говорю, что надо вернуть людей к книге, вернуть их в театры и филармонии, то не имею в виду, что надо загнать учителей и студентов принудительным порядком в залы и библиотеки. Это значит создать в нашем доме такие условия, чтобы у человека возникла потребность в культурном продукте. В духовном. Потребность наслаждаться настоящим искусством и воспитать правильный вкус. Отучить потреблять непотребляемое. Не сидеть часами на скриптонитах, нюшах, бузовых и прочей ерунде. Не копаться в белье всех этих одноклеточных созданий с мозгами инфузорий и воображением гаишника. Это грозит реальной дебилизацией. Айтматов говорил: «Желудок умнее мозга. Потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает любую дрянь».
Если вас не устраивает Айтматов, то вот вам Сэмюэл Джексон. Он выражается проще: «Если бы мы меньше платили современным рэперам, а платили больше учителям, в будущем было бы больше умных людей и меньше дерьмовой музыки».
Культура – понятие глобальное. Вневременное. У подлинной культуры нет границ. Она состоит из многих частей и проникает во все сферы человеческой жизни. Она оздоравливает. Она – лечит. А нам всем сейчас не хватает обыкновенного здоровья: душевного, ментального, нравственного. Наше общество серьезно больно. И не осталось врачевателей. Нет лекарей, которые могли бы заняться оздоровлением. Потому что на смену им на сцену забрались шуты и скоморохи. Они оккупировали теле- и киноэкраны. Они заполонили социальные сети. Они ведут себя навязчиво и нагло. Они навязывают образцы поведения. Они объединяются во всевозможные тусовки и плодят сторонников. Все что они производят – это яд. Яд, который проникает в мозг и души. Поэтому они пошли у них на поводу и копируют их стиль жизни. Потому что видят в них пресловутую «успешность».
Что я предлагаю?
Надо формировать новую нацию. Ну хотя бы заложить основы. Для этого нужно, первым делом, отделить культуру от спорта и туризма. Образование намного ближе к культуре, однако существует отдельно. Хотя сегмент – один. Не может культура жить без образования. А образование без культуры — вещь опасная. Я уже говорил об этом.
Затем нужно провести тотальное кадровое обновление в министерстве культуры. Убрать чиновников от культуры. Вместо них должны прийти профессионалы. Те, кто разбирается в предмете. А поскольку деятели культуры плохие финансисты, им понадобятся управленцы. Сколько можно тасовать одну и ту же колоду? Нужны новые лица. Не имитаторы, дилетанты и приспособленцы, а по-настоящему болеющие за дело люди.
Далее. Нужна программа. Пошаговая. Министерство культуры должно совместно с министерствами образования, экономики и финансов разработать краткосрочную и долгосрочную программы внедрения культурного обновления страны. Нужно серьезно подумать о субсидиях. Нельзя минкульт бюджетировать по остаточному принципу. Нельзя жалеть деньги на культуру, но надо это делать разумно и точечно.
Это только первые шаги. Но они – приоритетные. Если руководство страны готово к таким преобразованиям, то можно подумать и о дальнейшей конкретике. Хотелось бы, чтоб государство было не только «слышащим», но и видящим. В идеале даже – предвидящим. Если же на это не хватит политической мудрости, то нас ждут трагические последствия.