Супруги воспитывают детей в толерантности и внимательном отношении друг к другу
Межнациональные браки — явление для нашей страны не новое. Ежегодно тысячи людей разных религий создают новые ячейки общества. Например, по статистике, за 2022 год межнациональные семьи чаще всего образовывали русские, они заключили 7319 браков, затем казахи — 4728, украинцы — 1985, немцы — 1653, татары — 1303 и узбеки — 895 браков. Но несмотря на такое количество, вокруг этой темы все еще много предрассудков.
НА ОДНОЙ ВОЛНЕ
Жанара и Александр — пример здоровых межнациональных отношений. Впрочем, нельзя не отметить, что молодым повезло с семьей, что тоже очень важно: никто парня с девушкой не осуждал, когда они решили связать свои судьбы.
Пара встретилась 7 лет назад, а 4,5 года назад официально зарегистрировала свой брак.
Жанара и Александр познакомились, как и подобает в XXI веке, при помощи социальных сетей. Хотя к этому приложили руку и их друзья, которые показали Александру фото будущей избранницы.
— У нас есть общие друзья, которые рассказали Саше про меня, показали страницу в социальной сети. Я ему понравилась, он решил мне написать. Его первое сообщение было таким: «Привет, меня зовут Саша, я хочу позвать тебя на свидание». Я, конечно, не сразу согласилась, какое-то время мы просто переписывались. А потом Саша пригласил меня на обед. Я тогда на госслужбе работала, у меня был длинный обеденный перерыв, и я подумала: «Почему бы и нет?», — вспоминает Жанара Лут.
Супруги говорят, что родители с обеих сторон хорошо отнеслись к отношениям детей. Никто никого от создания межнациональной семьи не отговаривал.
— Сашины мама и папа меня сразу полюбили, стали ценить и уважать, — улыбается Жанара Лут. — Единственное, какие-то сомнения и предрассудки были у его друзей, они делились с Сашей своими мыслями. Но на нас это не повлияло. Если уж сказать честно, мне всегда нравились мальчики славянской внешности.
Кстати, для Жанары это второй по счету брак. Первый ее муж тоже был славянином.
— Мне тоже не было страшно, так скажем, войти в казахскую семью, — кивает головой Александр.
Жанара говорит, что в ее семье вышло интересное совпадение: никто из ее братьев и сестер не связал себя узами брака с представителями своей же национальности.
— У меня нет ни снох, ни зятьев казахов, — отмечает Жанара. — И здесь у меня был груз ответственности. На меня, как на самую младшую, возлагали надежды, что я приведу сватьев, кудалар, и у нас будет все, как положено у казахов. Но не получилось. У нас нет традиционных кудалар, не было и свадебных обрядов. Но все наши родственники нормально общаются между собой вне зависимости от национальности.
В совместной жизни у супругов проблем насчет традиций, религии и прочих подобных моментов никогда не было. Им удалось найти небывалую гармонию. Этому же Жанара и Александр учат своих детей — 4-летнего Алана и 11-летнего Давида.
Отметим, что Давид — сын Жанары от первого брака, но с Александром у него сложились прекрасные отношения. Удивительно, что нашей героине удалось сохранить тесное общение и с первым мужем, и с его семьей. Вот, чему действительно стоит поучиться.
— В нашей семье главный принцип — это вежливость, внимательное отношение друг к другу, уважение. Мы всегда говорим: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Приятного аппетита», при прощании желаем хорошего дня. Дети это знают и тоже таких правил придерживаются, мы им это прививаем, — рассказывает Жанара Лут. — Наш младший сын плохо говорит, но все равно всегда отвечает. Мы считаем, что каждый член семьи заслуживает уважения. Попирание прав, насмешки, грубость у нас недопустимы.
А КАК ПРАЗДНИКИ?
Жанара и Александр считают, что быт у них самый обычный, как и у всех казахстанцев.
— Мы, будучи северными казахами, отмечаем и христианские, и мусульманские праздники. На Пасху я крашу яйца, мы покупаем куличи. Я не пеку особо, а так, может, сама бы этим занялась, — поясняет Жанара. — На Рождество тоже поздравляем родных, родительский день соблюдаем. Из казахских праздников наши любимые — Наурыз, на айт я пеку лепешки. По пятницам мы печем пышки, чтобы помянуть умерших. Меня этому учили с детства, я придерживаюсь этих традиций. Мы уважительно относимся к обычаям друг друга. Сашина мама с удовольствием ест мои лепешки, а мой папа — крашеные яйца.
Помимо национальных традиций, в семье Лут есть собственные. Например, раз в две недели супруги вместе с детьми ездят в выходные к аташке в другой город.
— Мы собираемся все вместе, общаемся, проводим время, ходим в баню, — перечисляет Жанара. — А каждую пятницу детям покупаем пиццу. Все знают, что у нас ленный день, мы ничего не готовим, все отдыхают. Это, конечно, история не о здоровой еде, но иногда можно.
Годик младшего сына супруги отпраздновали по казахским обычаям: резали путы, а тети принесли дорбу с подарками, раздавали гостям. Кстати, Алан во время обряда тусау кесу выбрал ключи от машины. Потом аташка подарил внуку игрушечный автомобиль.
— Но мы детей не крестили и не делали им обрезание, потому что считаем: они должны сами к этому прийти, — уверена Жанар Лут. — Религия — осознанный выбор человека, мы не должны навязывать ее своим детям. Религия не должна быть данностью от рождения, как национальность, например. Религия — это язык, на котором вы обращаетесь к Богу. Если мои дети, к примеру, выберут православие, я ни в коем случае не обижусь. Давиду уже 11 лет, и когда он был помладше, любил ходить со мной в мечеть. Ему нравилась атмосфера там. Мы приходили не помолиться, а просто посидеть, побыть в тишине, покое. Я сама периодически захожу в мечеть помолиться за своих умерших родственников, для меня это язык поминания. Когда Давиду было 8 лет, он увлекся историей христианства и изучал Библию. Он и относится к религии как к способу обращения к Богу. Возможно, благодаря мне. Он за собой оставляет право выбора. Допускает, что в течение жизни религию все-таки можно поменять. Ведь главное — оставаться человеком в любом случае и придерживаться основных правил и законов — не навредить ни природе, ни человеку. А остальное — как ты читаешь намаз или крестишься — уже не так важно, это второстепенное.
Жанара и Александр не относят себя к глубоко религиозным людям, хотя мужчина крещеный, а дома у супругов стоят иконы. Тем не менее они не ходят постоянно в мечеть и церковь.
— Нам часто говорят: «Вы будете похоронены на разных кладбищах». Но мы спокойно к этому относимся. Нам будет уже все равно, где мы будем лежать. Может, мы вообще захотим кремироваться или пожертвуем свои органы, — предполагает Жанара Лут.
Аналогичной свободной позиции супруги придерживаются и насчет национальности. Кем бы себя дети ни записали в будущем в документах — казахами, украинцами, русскими или поляками — это будет только их выбор.
— Мы считаем, что самая подходящая «нация» для нас — казахстанцы. Мы, действительно, казахстанцы, которые впитали в себя и остатки Советского Союза, и казахские традиции, и христианские, так как мы северные казахи, — говорят супруги Лут.
— У нас в семье, думаю, в принципе нет понятия национальность. Есть только понятия хороший или плохой человек. Главное — жить по общим законам человечности, — добавляет Александр.
Ольга ГОРАЙ,
Валерия ГАБИДУЛЛИНА,
фото Ларисы БОЖКО и из архива героев,
инфографика Шафаиса КАРИМОВА