Данное дополнение (постановление) 8 июля текущего года утвердил Президент страны законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерейной деятельности, охраны здоровья, государственной инспекции труда, государственного контроля и исключения излишней законодательной регламентации».
Закон вступит в силу по истечении 60-ти календарных дней после его официальной публикации. На сегодняшний день в департаменте полиции Костанайской области не проводилось разъяснений по поводу ответственности за несоблюдение данной нормы. Продавцы-владельцы магазинов у дома и минимаркетов также находятся в неведении.
Корреспонденты ИА «ТоболИнфо» обратились к юридическому консультанту Жаслану Байбазарову, чтобы понять, как будут реализовываться нововведения и какие нормы будут применяться к нарушителям.
— Жаслан Ниябекович, мы имеем следующее: есть продавец, владелец магазина и покупатель, который непосредственно данный напиток приобретает. В отношении всех этих лиц будет применяться мера наказания?
— Нет, ответственность предусмотрена только для владельцев магазинов, к продавцу и покупателю закон санкций не предусматривает. Это беспокоит бизнесменов, которые владеют магазинами у дома. Они полагают, что принятие нового закона — очередной способ пополнения бюджета за счет штрафов, — говорит Жаслан Байбазаров. — Почему у них такая позиция? Практика показала, что ответственность возникает не у непосредственного нарушителя закона – продавца, а у его работодателя — предпринимателя, который зачастую никак не может повлиять на продавца и запретить ему нарушать закон.
Требование Кодекса об административных правонарушениях о возложении ответственности именно на правонарушителя не работает на практике, так как полицейским и судебным исполнителям проще наложить штраф на предпринимателя, который вынужден будет его оплатить, вместо того, чтобы требовать исполнения от продавца, который может работать без оформления или уволиться.
Юридический консультант и предприниматели считают, что продавцы должны нести административную ответственность.
— Почему она должна быть? Представим ситуацию: у предпринимателя свой маленький магазинчик, он нанимает на работу одного-двух продавцов. Во-первых, сегодня найти работника довольно сложно, так как продавцом никто идти не хочет. К тому же, он работает не в интересах своего руководителя, а преследует одну свою цель — больше продать, чтобы получить больший процент от выручки и, соответственно, достойную зарплату, — объясняет Жаслан Байбазаров. — Зная тот факт, что ответственность понесет его работодатель, в ряде случаев он намеренно, а иногда по невнимательности продает запрещенную продукцию в неположенное время и лицам до 21 года, зная, что никакой ответственности не понесет, а если что-то не понравится, просто не выйдет на работу и устроится в другой магазин. Примером тому служат многочисленные случаи продажи алкоголя и сигарет подросткам и молодым людям, не достигшим 21 года.
Согласно определению из закона, под энергетиком понимается «безалкогольный и слабоалкогольный напиток, имеющий в своем составе кофеин и содержащие его растения (растительные экстракты), таурин, гуарану, мате, а также лекарственные растения и их экстракты, оказывающие тонизирующее действие, сахар, минеральные вещества, легкоусвояемые углеводы, витамины и витаминоподобные вещества, субстраты и стимуляторы энергетического обмена, оказывающий негативное влияние на организм человека при его чрезмерном употреблении, за исключением кофе и чая». При этом на банках есть надпись, формулировка которой звучит следующим образом: «Не рекомендованы лицам до 18 лет». В свою очередь, законом возлагается обязанность маркировать энергетики производителями надписью о запрете их продажи лицам до 21 года.
— Это говорит о том, что не проведена подготовка к ужесточению требований продажи этого напитка и ее будут вынуждены подгонять уже под действующий закон, — возмущается юрист. — Это может вызвать противоречия, конфликты и дополнительные затраты для бизнеса. К примеру, есть закон, запрещающий приобретать напиток лицам, не достигшим 21 года, но упаковка этого напитка не имеет соответствующих ограничений, значит, покупатель, не знающий об ужесточении требований будет спорить и конфликтовать с продавцом в момент отказа продать ему энергетик. Продавец, в свою очередь, вместо обслуживания других покупателей вынужден будет обосновывать отказ в продаже энергетика или вызывать полицию для принятия мер к покупателю, который перешел все границы дозволенного. Во избежание таких ситуаций предприниматели вынуждены будут за свой счет заказывать разъяснительные таблички и размещать их возле кассы и возле стеллажей с энергетиками. Также предприниматели вынуждены будут заказывать и наклеивать самостоятельно на упаковку банок с энергетиком информацию об ограничении по возрасту.
Если бы законодатели и министерство здравоохранения реально заботились об эффективности принимаемых мер, то они предусмотрели бы административную ответственность для покупателя энергетика. Ведь зная, что за незаконное приобретение энергетика лицам до 21 года грозит штраф, часть молодежи задумается, а нужно ли так рисковать? На сегодня получится так, что молодой человек, которому не продали энергетик в одном магазине, может либо пойти в другой, либо попросить приобрести его взрослого человека. Все просто. Введенный запрет никаким образом на возможность приобретения энергетика молодежью не повлияет. А как показала практика, декоративные меры якобы борьбы с установлением штрафов не приводят к решению проблемы.
Юрист, обсуждавший это нововведение с владельцами магазинов у дома, считает, что когда закон вступит в силу, в первую очередь большие убытки понесет малый и микробизнес.
— В области сейчас участились случаи, когда провокаторы зачастую по просьбе полицейских покупают в неположенное время алкоголь и тем самым дают повод начислить штраф и прекратить действие лицензии на продажу алкоголя бизнесменам. Это показывает, что многолетняя практика наказания магазинов штрафами за продажу алкоголя не работает, а значит, закон не исполняется! Что делать? Однозначно ввести ответственность продавцов и покупателей в равной мере. Количество нарушений снизится в разы, но кому это нужно? Вопрос риторический, — заключает специалист.
Кристина ФРИТЦ, фото Абиля ДОЩАНОВА