На этой неделе можно было написать про «Тесноту» ученика Александра Сокурова из Нальчика Кантемира Балагова, которому только что исполнилось 26. Наряду с лентами Андрея Звягинцева и Сергея Лозницы «Тесноту» отобрали в официальную программу последнего Каннского фестиваля – но не в конкурс, а во вторую по значимости программу «Особый взгляд», где она получила приз международной федерации кинопрессы — ФИПРЕССИ.
Но про «Тесноту» уже много наговорено в СМИ, и его идею тонко охарактеризовала умница-критик Мария Кувшинова: «Я думаю, что «Теснота» — один из важнейших постсоветских фильмов, и он не о Нальчике 1998 года (где бандиты похищают новобрачных. – Forbes), он о нашем возможном будущем в мире, где государство отказалось от своих социальных обязательств и ушло, а его место заняла семья». Добавить нечего.
Между тем только что вышел другой изумительный по напряжению и парадоксальный по идеям триллер «Ветреная река», который тоже удостоился Каннского «Особого взгляда» и — мало того — приза за режиссуру (у «Особого взгляда» свое жюри). Это третья за последние три года сценарная, но теперь еще и режиссерская работа американца Тейлора Шеридана. Все они ударили в болевые точки не только Америки, но и современной цивилизации.