Два последних случая детских суицидов, произошедших в Казахстане, шокируют, пишет rezonans
Жертвами суицида стали 13-летняя девочка из Караганды (предположительно, игравшая в смертельную интернет-игру «Красная сова») и 10-летняя ученица пятого класса, покончившая с собой при помощи красного шарфа. По информации отдела образования г. Темиртау, в прошлом 2017 году в городе было зарегистрировано семь попыток суицида, к сожалению, одна из них закончилась летальным исходом. По данным ЮНИСЕФ, ежедневно более 175000 детей в мире впервые заходят в интернет. Каждый третий пользователь интернета – это ребенок. Достаточно ли обучены наши дети, чтобы распознавать угрозу? Как уберечь детей от рисков?
Смертельный смартфон
Подробности двух последних трагедий облетели все новостные сайты Казахстана. Напомним, 3 февраля текущего года ученица 7 класса школы №23 г. Караганды повесилась в собственном доме. Друзья школьницы утверждали, что 13-летняя мастер спорта по фигурному катанию играла в смертельную игру «Красная сова». Якобы ее ввел в эту игру мальчик, который тоже учится в этой школе.Педагоги отмечают, что у девочки были ровные отношения с одноклассниками и учителями, конфликтных ситуаций и причин попрощаться с жизнью у девочки не было.
8 февраля ученица пятого класса средней школы №1 г.Темиртау совершила суицид в собственной комнате в то время, когда взрослые были дома. Предполагается, что смерть девочки также связана с деструктивной игрой. «Это действительно произошло. Девочка училась в пятом классе, отличница, активистка. Произошло все дома, мама дома была, грудного ребенка кормила. Девочка находилась в своей комнате, занималась уроками. Потом мама сказала старшей дочери, чтобы она позвала ее кушать. Сестра зашла: младшая сестра удавилась красным шарфом, и перед ней был включен сотовый телефон с деструктивной игрой», — сообщил руководитель отдела образования г.Темиртау Есентай Ашим.
По словам педагогов, у ребенка из благополучной семьи конфликтов в школе и дома не было. Девочка с удовольствием ходила в школу. А по словам родных, у пятиклассницы не было своего смартфона. Она пользовалась телефоном мамы, которая даже и не подозревала, что есть такая игра. Как сообщили в полиции, начато досудебное расследование по статье «Доведение до самоубийства». Обстоятельства смерти подростков выясняются.
Педагоги обеспокоены беспрепятственным доступом детей в интернет через мобильные телефоны и домашние компьютеры. В данный момент в Карагандинской области проходят встречи с педагогами, общественниками и психологами, беседы с родителями школьников. В руководстве Управления образования Карагандинской области советуют следить за перепиской детей. «Управление обращается к родителям с просьбой быть более бдительными, следить за поведением и настроением детей, а также просматривать личные страницы детей в социальных сетях, популярных мессенджерах и посещаемые ими сайты», – говорится в обращении Управления образования Карагандинской области.
Родителей просят обращать внимание на рисунки детей, записи на стенах в профиле соцсетей, круг друзей, переписку в мобильных телефонах. «Рекомендовано просматривать историю посещений интернет-ресурсов, проводить разъяснительную работу с детьми о выборе в социальных сетях псевдонима, недопущения публикации личной информации и сведения к минимуму семейных фотографий. Это позволит уберечь детей и семью от последствий деструктивного влияния», – отмечается в обращении.
Понятно, что лишь контролем за перепиской детей многолетнюю проблему детских и молодежных суицидов, ставшую уже зловещей «визитной карточкой» Казахстана, не решить. Какие системные меры стоит предпринять для сохранения детских жизней?
Заполнить жизнь в реале
В свете печальных событий актуальность приобретает обнародованный на днях доклад ЮНИСЕФ «2017 год: Дети в цифровом мире». В докладе обосновывается необходимость оперативных действий, целенаправленных инвестиций и расширенного сотрудничества в целях защиты детей от вреда в мире с большими сетевыми возможностями.
Так, в разделе «Цифровые опасности. Вредные стороны жизнив сети» отмечается: «В данной главе рассматривается темная сторона цифрового мира и анализируются рискии опасные стороны жизни в сети, включая влияние интернета на право детей на неприкосновенность частной жизни и самовыражение. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) усугубили некоторые опасности, с которыми обычно сталкиваются дети: если раньше действия хулиганов ограничивались пределами школьного двора, то теперь такой хулиган может последовать за своими жертвами и оказаться у них дома. Технологии также создали новые опасности, такие как увеличение аудитории, с которой могут контактировать интернет-хищники, подготовка «на заказ» материалов о сексуальных надругательствах над ребенком и расширение рынка, обеспечивающего прямую трансляцию сексуальных надругательств. Как рассказал один из пострадавших детей, ставший участником интернет-трансляции, «когда посторонний человек говорит “раздевайтесь”, мы снимаем одежду». Кроме того, существуют опасности, о которых многие дети и родители и не подозревают: например, угрозы для неприкосновенности частной жизни детей, связанные с промышленной обработкой данных, которая стала возможной благодаря интернету. Риски, связанные с контактами, возникающие в ситуациях, когда ребенок является участником потенциально опасного общения. Например, общается со взрослым, который ищет неуместного контакта или склоняет ребенка к действиям сексуального характера, либо с лицами, пытающимися радикализировать ребенка или убедить совершить нездоровые или опасные действия…По данным подразделения полиции Малайзии по расследованию преступлений на сексуальной почве, в 2015 году дети в возрасте 10–18 летсоставляли 80 процентов жертв изнасилований, совершенных лицами, с которыми пострадавшие познакомились в интернете…».
В свою очередь, член Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, член Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РК, председатель правления ОО «Лига женщин творческой инициативы» Асия ХАЙРУЛЛИНА в интервью порталу «Резонанс.kz» поделилась:
– В обзоре ЮНИСЕФ я не нашла сведений по Казахстану, России, странам СНГ. Тем не менее, общемировая практика по интернет-рискам представляет интерес. Прочла документ, но у меня не сложилось готового мнения о том, насколько исполнима деятельность по обеспечению цифровой безопасности детей. К сожалению, не думаю, что введение этических норм оторвет детей от соблазнов интернета. Здесь, наверное, могут помочь не только защита со стороны семьи, но и организация интересного и доступного досуга для детей и подростков, создание бесплатных спортивных секций и кружков. Зачастую именно незанятость детей в студиях и кружках, их творческая нереализованность заставляет детей и подростков искать развлечений в виртуальном мире. Надо сделать так, чтобы реальная жизнь школьников стала интересной, насыщенной. Школе стоит предпринимать усилия по развитию критических навыков у детей и, скорее всего, родителям самим нужно отказаться от использования рискованных ресурсов. Ответственность во многом лежит на тех, кто пропагандирует ценности «массовой культуры», которые все глубже уводят людей от реальности в мир потребления, удовольствий, запретных тем, насаждая эгоизм и меркантильность, а также на тех, кто создает опасные игры, подвергая риску психологическое здоровье и жизнь детей, подростков. И, конечно же, ответственность на тех, кто не может этому ничего противопоставить – то есть на каждом из нас.
Приобщайтесь к книгам
Молодежные активисты г.Алматы обеспокоены печальной статистикой в области детских и подростковых суицидов. Руководитель Молодежного Комитета Алматинского горкома КНПК Мухтар РАХИМЖАНОВ рассказал:
–Действительно, по тревожному показателю подростковых, молодежных суицидов Казахстан занимает одно из первых мест в мире. Сегодня интернет можно рассматривать в качестве как созидающего, так и разрушающего начала. Аналогично: если в мирных целях атом дает электроэнергию, то в военных целях может разразиться разрушительная атомная война! Так и интернет: если не использовать его в благих, образовательных и познавательных целях, то при бесконтрольном использовании он становится очень опасным для детей и подростков. Считаю, что родительский контроль за детьми в интернете крайне необходим.Из просторов всемирной паутиной широкой рекой льется вредоносный трафик, смертельные игры, порнография, фильмы ужасов и другие нежелательные для детской психики материалы. Для противодействия всему этому приобщайте детей к книгам! Помимо того, что бумажные книги безвредны для зрения по сравнению с экраном телефона или монитором компьютера, так они еще и интересны, познавательны, развивают в детях эрудицию и способность мыслить. Со своей стороны, мы планируем провести среди молодежи серию бесед по профилактике суицидального поведения.
Мнение М.Рахимжанова поддерживает специалист по детской безопасности, руководитель Школы безопасности «Стоп Угроза» Зарина ДЖУМАГУЛОВА:
–Можно сказать, что у современных детей «успешно» формируется интернет-зависимость. Есть статистика о том, что освоение соцсетей происходит в 8-9 лет, а к 10 годам в соцсетях сидят практически все дети. Ребенок 12 лет и старше в среднем проводит онлайн 7-8 часов в сутки, и мы, взрослые, ничем от них не отличаемся. К привычным двум-трем часам каждый вечер приплюсовываются перемены в школе, время в общественном транспорте и бесконечные проверки почты, лички и количества лайков. И наша задача – сделать интернет максимально безопасным для наших детей. Поэтому первый совет: установите программу контроля. Например, программа «Kasperskykids», позволяющая контролировать пребывание и действия детей в интернете. Очень рекомендую всем родителям для использования. Второе: дружите с детьми! Зафрендитесь с ребенком в соцсетях, чтобы видеть круг его общения. Но и о реальной дружбе не забывайте. Также учите детей не выкладывать на страницах личную информацию, фотографии, контакты, не делиться откровенными обсуждениями в личной переписке. И покажите пример: на вашей странице в соцсети тоже не должно быть ни телефонов, ни геолокационных привязок к фотографиям, ни кликабельных ссылок на страницы ваших детей. Ведь любой мошенник легко сможет войти в доверие к вашему ребенку, используя вашу же страницу, где сможет найти фото, имена коллег и родственников.Пусть дети проверяют всех, с кем общаются. На наших тренингах дети учатся не ввязываться в опасные игры, не общаться с незнакомыми людьми, не попадаться на разнообразные уловки. Самое главное – объясните ребенку, что нельзя выполнять никакие команды и приказы в сети, и тем более, направленные на нанесение вреда самому себе…