Эти конторы, скрывающиеся в недрах государственных холдингов, респектабельны. Они гордятся заработанными миллионами и миллиардами. Даже терпя фиаско, они латают пробоины в своей репутации позолоченными заплатами. Правда, то, что они собой представляют на самом деле, давно уже не является секретом – начинка у всей этой фешенебельности явно с душком. Но, несмотря на регулярно вспыхивающие вокруг них скандалы, они и в ус не дуют и продолжают делать свой бизнес. Зачастую исключительно за государственный счет.
Речь идет о многочисленных АО и ТОО, конечными владельцами которых являются госорганы и смысл существования которых в большинстве случаев сводится к тому, чтобы довести до народа финансовые средства, выделенные из госказны на реализацию разнообразных государственных программ. Фактически они «торгуют» деньгами в розницу, распределяя целевые трансферты из бюджета и Нацфонда, и живут на полученный процент. Но редко делают это качественно и профессионально. С формальной точки зрения они, конечно, оправдывают свое существование, поскольку обычно заканчивают финансовый год с положительным соотношением «дебета» и «кредита», а заодно записывают в свой актив привлечение в страну средств благодаря сотрудничеству с международными финансовыми организациями.
Но никто не знает, насколько более жирными могли бы оказаться отражаемые ими плюсы, если бы они исполняли свои обязанности профессиональнее и добросовестнее и если бы транши из-за границы не совпадали подозрительным образом с зарубежными визитами первых лиц государства.
За примерами далеко ходить не надо. Очередной «звоночек» прозвенел совсем недавно, в начале октября, когда представители исполнительной власти Восточно-Казахстанской области были вынуждены обратиться в правительство с требованием заставить одну из таких контор начать работать, а не тянуть резину.
Сотрудников областного филиала АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», входящего в структуру АО «Национальный холдинг «КазАгро» обвинили в непрофессионализме и волоките. А как иначе, если осенью сельчане не могут получить уже одобренные кредиты на проведение весенне-полевых работ? В комментарии одному из центральных телеканалов Аскар Жакупбаев, руководитель управления сельского хозяйства ВКО, возмутился таким отношением сотрудников фонда к исполнению своих обязанностей. «Фонд полностью обеспечен заявками, но выплаты проводит крайне медленно, – заявил он. – Люди должны работать, а через шесть месяцев начать погашение кредитов. Мы дважды отправляли телеграммы в Министерство сельского хозяйства о том, что люди здесь не справляются».
Следует пояснить, что АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» – один из самых крупных игроков на рынке микрокредитования в сельской местности. Он участвует в разработке и реализации государственных программ финансовой поддержки аграрного сектора, а также выполняет функции агента Минсельхоза по безвозмездной финансовой поддержке структурных преобразований, направленных на развитие племенного дела и семеноводства, осуществление мер по защите животных и растений. И вот такой коленкор!
Еще более громкий скандал, связанный с деятельностью этого же филиала фонда, вылился в информационное поле весной текущего года. Прокуратура ВКО обнаружила, что там банально «стырили», как минимум, миллиард тенге.
– Можно сделать вывод, что деятельность фонда отдельными его сотрудниками была умышленно превращена в перекладывание средств, выделенных на предоставление льгот сельчанам, в карманы влиятельных лиц, – заявил тогда заместитель областного прокурора Виталий Шабер. – Схема похищения бюджетных средств предельно проста. Сотрудники фонда оформляли заведомо безвозвратные кредиты на подставных лиц, а заемные деньги попросту расхищали.
В надзорном органе раскрыли и другие подробности махинаций. Ловкачи оформляли многомиллионные займы на недееспособных лиц. В роли залогового имущества выступал несуществующий скот, для чего подделывались ветеринарные справки и паспорта. И это продолжалось в течение восьми лет.
Впрочем, удивляться не стоит, ведь, как известно, яблочко от яблони недалеко падает. Все мы прекрасно помним, как несколько лет назад руководство материнской компании – «КазАгро» незаконно выдало кредит в размере четырех миллиардов тенге на покупку современного тепличного комплекса в Испании по заведомо завышенной цене. В результате нашему государству был нанесен материальный ущерб более чем на миллиард тенге…
Кстати, Счетный комитет практически каждый год вскрывает подноготную структур холдинга, выявляя то гигантские суммы безвозвратных кредитов, то «навар», полученный за счет банальной «ловкости рук», то факты, когда «бюджетные средства, выделенные «КазАгро» на поддержку субъектов агропромышленного комплекса, используются с низкой эффективностью, нарушениями принципов адресности и целевого характера». Но воз, как говорится, и ныне там.
Последняя проверка, проведенная Счетным комитетом в прошлом году, вновь выявила многочисленные нарушения: «Аудит проведен в национальном управляющем холдинге «КазАгро» и его дочерних компаниях – «Продкорпорация», «КазАгроФинанс», «Аграрная кредитная корпорация» с охватом активов на общую сумму 1,6 триллиона тенге. По итогам аудита были установлены финансовые нарушения на сумму 22,4 миллиарда тенге, нарушения процедурного характера – на 18,3 миллиарда тенге, неэффективно используемые активы – на 82,9 миллиарда тенге». И это далеко не все.
Как установили государственные аудиторы, «в 2014 году на депозитах холдинга размещались временно свободные средства в сумме 61,1 миллиарда тенге, 936,4 миллиона долларов и 330 миллионов евро. В 2015 году эти показатели составили 17 миллиардов тенге, 142,3 миллиона долларов».
Это, по мнению сотрудников Счетного комитета, свидетельствует о низком уровне менеджмента в холдинге. А о его «пользе» для государства красноречиво говорит другой факт: «В 2014-2015 годах за счет бюджетного кредита «КазАгро» осуществил фондирование банков второго уровня на сумму 55,1 миллиарда тенге под 6,53 процента годовых. Передав банкам свои функции по рассмотрению заявок на кредитование, «КазАгро» получил дополнительный доход в сумме 1,1 миллиарда тенге за счет удорожания ставок вознаграждения для конечных получателей (сельхозпроизводителей – прим. авт.) с 7,41 до 11,53 процента годовых. По перечисленному в 2014-2015 годах бюджетному кредиту на общую сумму 100 миллиардов тенге под 0,01 процента годовых в бюджет поступило 7,7 миллиона тенге, а от пользования этим кредитом сам «КазАгро» и его компании получили прибыль в 2,8 миллиарда тенге, банки – в 2,4 миллиарда тенге»…
Между тем, содержание «КазАгро» и его «дочек» влетает государству в копеечку. Называется сумма почти в 15 миллиардов тенге. Еще дороже обходится казне содержание структур, входящих в холдинг «Байтерек», а эффект от их деятельности очень сомнителен.
Несколько лет назад глава государства, говоря о «Байтереке», назвал его главной миссией обеспечение и привлечение финансирования для реализации госпрограмм: «Это значит работа с иностранными инвесторами, это значит поддержка предпринимательства, привлечение отечественных инвестиций для реализации индустриальной программы. Именно по критерию, сколько финансирования будет мобилизовано в реализацию индустриальной программы, надо оценивать эффективность холдинга».
Так должно быть. Но на самом деле наблюдается совсем иная картина. В прошлом году ее в красках живописали депутаты парламента, обратившие внимание правительства на то, что «Байтерек» «идет по легкому пути, делая акцент на внешнем заимствовании вместо поиска инвесторов. Только за 2015 год долги «Байтерека» увеличились на 1 триллион 21 миллиард тенге. В общей сложности внешний долг группы компаний холдинга составляет 4,9 миллиарда долларов США». Кстати, по итогам 2016-го, как утверждает Счетный комитет, внешний долг группы компаний холдинга вырос еще на 4,5 процента.
Что касается операций с бюджетными средствами, то и тут поводов для оптимизма маловато. За прошлый год холдинг получил из разных бюджетных источников, а также из Нацфонда свыше 400 миллиардов практически бесплатных денег и, как утверждают журналисты деловых изданий, «получив эти громадные средства под 0,1 процента годовых, разместил их в банках в среднем по ставке около 10 процентов годовых». Не нужно быть гением математики, чтобы понять, что к чему.
Если говорить о деятельности «дочек» «Байтерека», то вполне показательным можно считать опыт работы «АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Летом этого года опять же благодаря Счетному комитету стало известно, как фонд реализует важнейшую для развития экономики госпрограмму «Дорожная карта бизнеса – 2020».
Приведем цитату полностью: «О недостаточной доступности инструментов программы свидетельствует выявленный аудитом крайне низкий охват ею субъектов частного предпринимательства в регионах. Так, участниками программы за время ее реализации с 2010 года стали 5 448 предпринимателей, что составляет менее 0,5 процента от общего количества активных субъектов малого и среднего предпринимательства в стране в целом, или 3,1 процента от количества активных субъектов юридических лиц малого и среднего предпринимательства. Несмотря на то, что первоначально программа предназначалась для поддержки малого и среднего бизнеса, крупным предпринимателям выделено 13,9 миллиарда тенге. Это ограничивает доступ к инструментам поддержки субъектам МСБ, поскольку для реализации крупных инвестиционных проектов предназначена ГПИИР. Отсутствие ответственности и координаторов в регионах позволило перечислять средства бюджета и Национального фонда в АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» без учета реальной потребности. Это привело к формированию с 2010 года в Фонде устойчивых остатков, составивших на 1 января 2016 года свыше 16 миллиардов тенге, на которые за два с половиной года получено банковское вознаграждение в размере свыше одного миллиарда тенге. По текущим счетам в рамках реализации программы ДКБ-2020 ставки вознаграждения АО «Дельта Банк» и АО «ЦеснаБанк» составили 4 процента, что гораздо ниже ставок вознаграждения альтернативных банков второго уровня (от 5,5 до 18 процентов, в зависимости от суммы остатка на текущем счете)».
Аналогичные факты в прошлом году озвучила Умут Шаяхметова, председатель правления АО «Народный банк Казахстана». По ее словам, «очень много случаев, когда идут штрафы со стороны «Даму». Причем до этого «Даму одобрял все эти проекты, приходил с проверками, отчетность одобрялась, а сегодня почему-то идет ретроспективно пересмотр условий, выставляются достаточно большие штрафы… Мы, банки, вынуждены выставлять эти штрафы нашим клиентам-заемщикам, отзывать дешевые деньги, делать их дорогими и соответственно искусственно вгонять наших заемщиков в проблемы».
А еще раньше были громкие уголовные дела, завершившиеся не менее громкими арестами и посадками…
Словом, ничего нового. Но вопросы-то старые, и они актуальны до сих пор. Стоят ли эти конторы, приютившиеся под государственной крышей, затрачиваемых на них миллиардов? Как долго они будут жить на проценты от перекачки госсредств и когда, наконец, их выведут из «зоны комфорта» и ткнут лицом в конкурентную рыночную среду?
Впрочем, почему-то кажется, что ответы на эти вопросы способен дать только глава государства, который неоднократно выражал недовольство работой «перегонщиков» бюджетных средств…