Похоже, никто из рода Жагалбайлы и управления культуры не инициирует сохранение кладбища
Кладбище, находящееся на территории Камыстинского района в семи километрах от п. Уркаш, датировано XIX веком. Здесь похоронен Байсары Батыр, поэтому захоронение внесено в список сакральных объектов Костанайской области управления культуры Костанайской области. Кстати, об этом информацию нашли только на сайте КГУ «Амангельдинский мемориальный музей имени А.Иманова».
Примечательно, что именно на этом кладбище захоронен батыр Байсары. В 2018 году по инициативе потомков и власти там были установлены мраморные плиты и ограждения. И на этом сохранение памяти, похоже, закончилось.
Установленная изгородь валяется, а по кладбищу гуляет скот. По крайней мере об этом говорят свежие испражнения.
— У местного акимата нет бюджета на восстановление изгороди, деньги на такие объекты может выделять только область, — признается аким Уркашского сельского округа Жандос Сыздыков. — Во многих местах это делают потомки. Но в данном случае здесь этого нет, так как кладбище старое и уже никто не ведёт захоронения.
Как удалось выяснить «ТоболИнфо», если объект вошел в список сакральных карт областного значения, то за ним должно следить управление культуры — по необходимости проводить ремонт и т.д. Похоже, экс-руководителю управления Ерлану Калмакову, который семь лет возглавлял ведомство, не до Байсары батыра было.
— А где это находится? В Камысты? Нет, я не был и не знаю состояния объекта, — прокомментировал ситуацию Ерлан Калмаков, который сегодня благополучно возглавляет управление по делам религий акимата Костанайской области.
Как известно, Байсары Самыратулы – потомок отважного Ман-Ата батыра из рода Жагалбайлы Младшего жуза. Один из участников народно-освободительного восстания под руководством Кенесары Касымова. Спасаясь от преследования карателей, Байсары батыр со своим родом откочевал на территорию современной Костанайской области. Для наблюдения и охраны на вершине горы была установлена смотровая вышка, Байсары батыр возглавил отряд караульных воинов. В дальнейшем эта местность стала называться Житикара (от казахского выражения «жіті қарау – смотреть зорко»).
Но и после переселения продолжились гонения на род Жагалбайлы со стороны царской власти, Байсары батыру с его воинами пришлось перебраться в степи Карасу (ныне село Уркаш Камыстинского района), где он и провел последние годы жизни.
Здесь захоронены сам Байсары батыра, его сын Ескожи Байсарыулы и внук Балгабай Ескожаулы.
Зачем было объект вводить в сакральную карту области, если по кладбищу гуляет скот? Кто за это должен нести ответственность? И о каком воспитании патриотизма может идти речь, если приезжие к захоронениям идут через навоз?
Александра Сергазинова