Казахстан из года в год откатывается в ряды отстающих стран.
Встреча представителей образования и костанайских коммунистов на круглом столе, посвященном проблемам образования, выдалась жаркой и эмоциональной. Коммунисты пытались разобраться, почему уровень образования падает и статус педагога упал в обществе.
— Вместо развития человеческого капитала идет обратный процесс. Грамотность падает. И на селе, и на производстве уже сейчас самая острая проблема — падение уровня подготовки молодых специалистов. Говорить о вкладе человеческого капитала в устойчивость экономики также не приходится. В Глобальном индексе инноваций Казахстан в 2019 году занял 79-е место, потеряв пять позиций по сравнению с 2018 годом, — озвучил позицию коммунистов второй секретарь Костанайского обкома КНПК Владимир Скуридин. — Сегодня исследования показали, что 55-65-летние опережают по интеллекту 16-34-летних, и это не может не беспокоить нас. По грамотности наша страна на 69 месте, по знанию математики на 54 месте из 78 стран.
Татьяна Набатникова рассказала о системе образования. Вместо ответа на этот вопрос рассказала о том, как учителя перешли на дистанционный формат обучения и о том, как из бюджета срочно закупались компьютеры.
— Сегодня десять наших учителей приглашают снимать видеоуроки и их демонстрируют по Казахстану, — парировала Татьяна Набатникова. — Наши анкетирования показывают, что дети верят в завтрашний день и преодолели страх в сравнении с 2009 годом.
Самое интересное, что МОН РК еще несколько лет назад отчиталось, что все школы компьютеризированы и обеспечены интернетом, пандемия как раз и высветила, как слова расходятся с делом. Но, к сожалению, об этом сегодня предпочитают не говорить, а приспособление работать в новых условиях преподносят как достижение. Потихоньку стали забывать, что исторически преимуществом Казахстана были высококвалифицированные трудовые ресурсы, тотальная грамотность населения.
— Давайте вспомним, кто шел учиться на педагогов в последние годы, все те, кто не мог поступить на другие специальности. И вот они теперь работают в школах, — заметил представитель КРУ Нурлан Медетов. — И только в текущем году подняли стоимость обучения, специальность десять лет стоила 340 тысяч тенге, а сейчас почти до миллиона тенге. Это значит, что университет может привлекать более достойных преподавателей. Второй момент — с текущего года студенты педагогических специальностей начали получать стипендию 42500 тенге, а все остальные – 28 000 тенге. То есть задел, что нам удастся вернуть престиж профессии учителя, если придут учиться лучшие школьники, есть.
Оптимизм преподавателя высшей школы коммунисты не разделили, потому что они видят проблему чуть по-другому, ведь были времена, когда учителя получали копейки, но они сеяли вечное и разумное.
— Откуда у учителя будет авторитет, если его «нагибают» все. Вспомните выборы, которые проводят учителя, находясь в избирательных комиссиях, как они рисуют голоса, а «карусель», в которой опять же участвуют учителя. Тот, который переступил свое «я» и сделал все по указке, какое он имеет нравственное право учить чему-то хорошему, — спросил член обкома Валерий Мантуллин.
Ответ повис в воздухе, как и то, как учителя были и остаются одним из звеньев коррупционных схем, от сбора денег, до требований откатов при тендерах. Примеров тому в нашей области немало. Умудрились даже во время пандемии оскандалиться во время покупки компьютеров для детей. Уголовное дело по этому факту рассматривается в суде.
— Я вижу проблему в том, что подчиненный не может быть умнее своего начальства, вот отсюда и все беды образования. Согласен с выборами. Но ведь учитель перестал иметь свое мнение, не видел ни одного выступления, когда бы он оспорил указания своего начальства, — сказал общественник Аркадий Денисов.
Молодой коммунист Олжас Иржанов остановися на том, что государство само стимулирует отток талантливой молодежи за рубеж. Поскольку многие родители, осознавая масштабы деградации образовательной системы, отправляют детей за пределы Казахстана. И система образования этому потокает.
— Уже весной лучших наших школьников забирают российские вузы на бесплатное обучение, — отметил он.
Словом, проблем и вопросов в системе образования много. И хотя есть надежда, что с принятием закона «О статусе учителя» произойдут изменения, но верится с трудом, потому что посеянное зерно за 30 лет независимости сложно выкорчевать, ведь оно дало не один отросток и самое главное, в руководстве сидят люди, которые уже и по-другому работать не могут и не хотят.
Александра Сергазинова