Казалось бы, еще вчера казахстанцы хвастались тем, что, в отличие от узбеков и киргизов, им нет нужды уезжать на заработки за рубеж и выполнять там не самую квалифицированную работу (даже один из министров высказался по этому поводу)
Но времена круто изменились, и теперь многие наши граждане в условиях ухудшающейся социально-экономической ситуации не прочь сами стать гастарбайтерами… О том, можно ли повернуть эту тенденцию вспять, а главное – как это сделать, мы беседуем с директором Исследовательского института международного и регионального сотрудничества Казахстанско-немецкого университета Булатом Султановым, пишет Central Asia Monitor
Точной статистики, сколько казахстанцев выезжает за рубеж в поисках работы, увы, нет, поскольку редко кто из них встает на учет в стране пребывания и тем более доводит до сведения местных властей, на какой срок и с какой целью покидает Казахстан. Можно привести лишь приблизительные расчеты, да и то из обрывочных данных. К примеру, согласно информации Евразийской экономической комиссии, в России численность трудовых мигрантов из нашей страны за последние семь лет возросла в 3,2 раза: в 2012-м – 34,1 тыс., а в 2018-м – 111,5 тыс. человек. Причем именно из РФ к нам поступает больше всего денежных переводов – по официальным данным, в 2019 году они составили 36,3 процента от общей суммы поступлений в Казахстан. С учетом этих показателей и с помощью несложных вычислений можно сделать вывод, что в настоящее время за границей работают примерно 300-350 тысяч наших граждан…
— Булат Клычбаевич, как вы считаете, чем вызван этот тренд? Насколько он позитивен или негативен? И каковы прогнозы на ближайшее будущее?
— Хочу заметить, что хвастались не только казахстанцы, но и россияне… А теперь и мы, и они оказались в роли отправляющих государств, как и наши центрально-азиатские соседи. Причин тому много, но главная из них – нежелание включаться в те процессы, которые происходят в современном мире…
Как вы знаете, сегодня многие страны взяли курс на инновационное развитие своих экономик и соответственно на привлечение «золотых рук» и «золотых мозгов». Неслучайно Россия так заинтересована в высококвалифицированных кадрах из Казахстана, тогда как из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана в основном едут люди с низкой квалификацией – для работы на строительстве, уборке территорий и т.д.
Хороший пример здесь демонстрирует президент Трамп, который решил отказаться от вывода американских производств за границу (в Мексику, Китай, Индию и др.) и делает ставку на развитие инновационной промышленности и в целом на цифровизацию экономики. В этом случае возрастет потребность в высококвалифицированной рабочей силе. К слову, стену на границе с Мексикой США строят как раз для того, чтобы остановить поток нежелательных мигрантов. И санкции против РФ вводят затем, чтобы затормозить инновационное развитие российской экономики.
Увы, Казахстан весьма далек от этих процессов. Более того, казахстанское правительство продолжает проводить экономический курс, который ориентирован на сохранение и развитие добывающих отраслей. По сути, оно все эти годы обслуживало не население, а олигархическую верхушку, которая в свою очередь обслуживала западные компании, занимающиеся добычей в Казахстане стратегических ресурсов – нефти, газа, металлов. Если я не ошибаюсь, чуть более 20 процентов всей добываемой в Казахстане нефти приходится на «КазМунайГаз», около 20 процентов — на китайские компании, а все остальное уходит на Запад.
Пришло время поставить вопрос: с кем наши чиновники – со своим народом или с так называемой компрадорской буржуазией? Если с народом, то его необходимо обеспечить достойной работой и зарплатой, чтобы удержать наши «золотые руки» и «золотые мозги». А для этого нужно сделать акцент на развитии тех отраслей промышленности, которые бы удовлетворяли потребительский спрос, одновременно расширяя возможности для малого и среднего бизнеса, который напрямую заинтересован в росте покупательной способности граждан, а значит, в повышении их уровня жизни и благосостояния.
Второй шаг – развитие наукоемких производств, хотя складывается ощущение, что в этом вообще никто в Казахстане не заинтересован… И отсюда вытекает третий шаг — повышение качества высшего и среднего профессионального образования. Пока же мы наблюдаем его стремительную деградацию, и это меня очень беспокоит.
— Действительно, мы уже давно испытываем дефицит в «золотых мозгах», и не только потому, что они массово уезжают из страны, но и потому, что их элементарно перестали готовить… Чем это чревато?
— Да, вы правы. Если раньше, к примеру, для поступления в один из самых престижных вузов страны КБТУ необходимо было набрать по итогам ЕНТ не менее 80 баллов из 125, то сейчас этот порог снижен до 50 баллов. О чем это говорит? О том, что все больше толковых молодых людей предпочитают поступать в зарубежные вузы. И это вполне объяснимо: там они получают стипендии, гораздо реже сталкиваются с коррупцией, приобретают качественные знания. Но самое печальное, что, уехав за границу, они уже не хотят возвращаться в Казахстан, поскольку понимают, что здесь не смогут найти себе достойное применение, не будут востребованы.
Вот так запросто утекают наши «золотые мозги». А мы закрываем на это глаза: мол, уехали — ну и ладно. Причем теряем лучших… И это представители разных национальностей, в том числе сами казахи.
В системе высшего образования доходит до абсурда. К примеру, недавно член Национального совета общественного доверия (НСОД) Асылбек Кожахметов пытался вложить в уши президента мысль о том, что нужно разделить вузы на три лиги. Извините, но это вам не футбол. Таким разделением мы лишь усугубим ситуацию.
Я уже много лет твержу, но никто не слышит – нам не вузы надо разделять, а само МОН РК: на министерство науки и высшего образования, которое будет заниматься исключительно подготовкой специалистов в вузах, и министерство просвещения, которое будет отвечать за детсады, средние школы и колледжи. В нынешнем же своем виде МОН РК погрязло в скандалах (с учебниками, ЕНТ, родителями и т.д.) и неспособно эффективно решать проблемы высшего образования и развития науки. А проблем таких предостаточно.
Кстати, тот же Кожахметов предложил запретить предоставлять государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высокими доходами. Но в этом случае игнорируется главный критерий – уровень знаний, а также нарушается право человека на образование. Своими нелепыми идеями член НСОД лишь подставляет президента и вносит раздрай в общество.
Я вообще считаю, что НСОД – это пятое колесо в телеге. Какая была необходимость в его создании, когда есть парламент?! Ну, тогда давайте распустим последний, и пусть совет выполняет его роль. Хотя я очень сомневаюсь, что он в принципе на что-то способен. Достаточно вспомнить кордайские погромы, когда никто из его членов не осмелился выступить, кроме разве что Мухтара Тайжана с его жуткими националистическими выпадами. А тут вдруг члены НСОД проснулись и принялись за систему образования…
У нас в стране и без того огромное социальное и имущественное неравенство. Причем эпидемия коронавируса еще ярче высветила его. К примеру, медики рекомендуют менять маски каждые два часа, а у кого из наших граждан с небольшими доходами или выживающих на пособие «42500», поднимется рука их выбрасывать и каждый раз покупать новые?!
Серьезные трудности возникли и с дистанционным обучением в условиях карантина. В школах неслучайно создавались компьютерные классы, поскольку родители многих школьников не в состоянии обеспечить своих детей ноутбуками и планшетами. Теперь же они остались наедине с этой проблемой. Так же, как и преподаватели, которые, имея зарплаты в 80-120 тысяч тенге, не могут позволить себе покупку компьютера, подключение к качественному интернету и т.д.
То есть проблема миграции связана еще и с системной проблемой разделения в обществе на бедных и богатых. Но еще хуже, что этот раскол и его возможные последствия власть не хочет осознавать и соответственно выбирает неэффективные методы борьбы с ним.
— Давайте вернемся к экономике. Вы обозначили несколько шагов, которые могут вывести страну из кризиса и остановить утечку «мозгов». Но при каких условиях они могут быть реализованы?
— Здесь я хочу привести в пример еще одну бюрократическую волынку – недавнее создание комиссии по восстановлению экономики во главе с премьер-министром. Извините, пожалуйста, но для чего тогда существует правительство, если оно не может предложить план вывода страны из кризиса? Не проще ли распустить столь неэффективное правительство, а на руководящие посты назначить людей, которые будут ставить конечной целью именно рост благосостояния населения, а не создание – для отвода глаз – бесполезных комиссий и советов? Поймите, мы не остановим отток квалифицированных кадров, пока не выведем страну из социально-экономического кризиса и не придадим экономике инновационный характер.
Казахстан продолжает проваливать одну за другой пятилетки индустриального развития. И это совсем не тот путь, который нам нужен. Когда говорят об индустриализации, которая якобы выведет нас в число 30 наиболее развитых стран, мне становится смешно. Этот термин – из 1930-х годов! Страна нуждается не просто в промышленности, мы должны создавать инновационные предприятия, основанные на новейших достижениях науки и технологий. А для этого нам необходима грамотная, целенаправленная и смелая государственная политика, но самое главное – нам нужен человеческий капитал: умные, образованные люди сверху донизу.
Думаю, у Касым-Жомарта Токаева в этом плане правильная позиция. И нам нужно поддержать президента. Его преимущество в том, что он не связан с финансово-промышленными группами, ориентированными на вывозную экономику. К тому же это порядочный человек, интеллектуал – я лично его знаю. Единственная проблема – недостаток в его окружении настоящих профессионалов.
Я бы рекомендовал президенту заняться внесением изменений в Конституцию, чтобы она была «заточена» под будущее страны, а не под укрепление власти одного человека. И уж если создавать комиссию, то под новую редакцию основополагающего документа. Она должна как хирург избавить нынешнюю Конституцию от опасных полипов (множества вредных поправок и дополнений). Это позволит заложить основу будущего развития Казахстана.